Анализ антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов,

внесенных в Законодательное Собрание Еврейской автономной области

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» целью антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

Коррупциогенными факторами являются:

1) положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, к которым относятся:

а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага);

2) положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, к которым относятся:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) –  отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее – органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Еврейской автономной области от 29.04.2009 № 152 «Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых Законодательным Собранием Еврейской автономной области, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат законы и постановления и их проекты, регулирующие вопросы бюджетных и налоговых отношений, управления государственной собственностью области, недропользования. Антикоррупционной экспертизе подлежат законы области, постановления и их проекты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, законные интересы юридических лиц, организаций.  В случае внесения изменений в нормативные правовые акты, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных нормативных правовых актов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.

В соответствии с вышеуказанным постановлением Законодательного Собрания области антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием области, и их проектов проводит правовое управление аппарата Законодательного Собрания области.

За 2012 год правовым управлением аппарата Законодательного Собрания области было проведено 77 экспертиз законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание области, что составляет более 36 процентов от принятых в 2012 году  Законодательным Собранием области законов.

Коррупциогенные факторы были выявлены в следующих 4-х законопроектах:

«О порядке определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Еврейской автономной области или государственная собственность на которые не разграничена»;

«О некоторых вопросах ведения охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов на территории Еврейской автономной области»;

«О внесении изменений в закон ЕАО «О некоторых вопросах ведения охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов на территории области»;

«О внесении изменения в статью 1 закона Еврейской автономной области «О мерах государственной поддержки садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан в Еврейской автономной области».

В трех из указанных законов были выявлены положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы полномочий, позволяющие органу государственной власти  необоснованно широкие пределы усмотрения,  или принятия решения при отсутствии объективных критериев. В одном законопроекте были выявлены положения, применение которых могло привести к неопределенности принятия решений, возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти.

 При доработке из законопроектов были исключены коррупциогенные факторы посредством внесения соответствующих поправок к законопроектам. Законы приняты с учетом поступивших поправок.