- Законодательное Собрание Еврейской автономной области - http://zseao.ru -

Ответственность за результат

Есть ли какой-нибудь жизненный девиз у Любови ПАВЛОВОЙ, я во время интервью спросить не догадался. Но потом, прослушивая запись нашего разговора, пару раз услышал от нее фразу, которую и использовал в заголовке. Думаю, для Любови Алексеевны непросто будет придумать что-то лучшее.– Любовь Алексеевна, много проблем доставляют современные дети?

– Немало. Стараясь завоевать и продемонстрировать свою независимость, они зачастую не отдают отчет своим поступкам. Современных детей надо уметь понимать, с ними надо уметь разговаривать. Они на самом деле взрослее, чем мы предполагаем. Дома, к сожалению, с ними мало общаются. Я и учителям часто говорю: «Умейте договариваться!» Это не значит, что надо опускаться на их уровень «ты – мне, я – тебе». Для них очень важно, чтобы ты сдерживал свои обещания, чтобы ты больше им доверял. Зато и энергией от них заряжаешься очень хорошо. Мне сейчас, в силу своего директорства, несколько не хватает такого близкого контакта с детьми.

– А что, раньше дети независимость не завоевывали?

– В советское время система была настроена воспитать в детях больше послушания, стремление быть похожими на каких-то героев… Теперь образование настроено не на то, чтобы вырастить послушных, а на то, чтобы вырастить интересных. По-старому работать в классе сейчас вообще невозможно. Что-то прочитать они и сами смогут, а вот мастерство педагога состоит в том, чтобы они захотели это прочитать.

– Как можно заинтересовать прочитать закон Ньютона или Ома?

– Например, пришло нам новое оборудование. Я долго билась, но собрать прибор не смогла. На лабораторной работе так и сказала, что собрать не получилось, но тому, у кого получится это сделать –  «пятерка». Интерес был огромный – и прибор всё-таки собрали. То есть такой деятельный подход дал результат. Что интересно, собрал прибор вовсе не отличник.

– То есть багаж знаний для успеха не обязателен?

– Обязателен. Соглашусь, что в начале 90-х для того чтобы быть успешным, запас знаний был не особо нужен. Но то было время перемен. Сейчас всё вернулось в нормальное русло – требуются именно хорошие специалисты, которые не просто обладают знаниями, но и умеют их применять. И ЕГЭ в этом плане – очень полезная новация.

– ЕГЭ при этом много ругают.

– Сопротивление относительно ЕГЭ идет потому, что в большинстве своем не перестроено сознание. Единый госэкзамен – это всего лишь инструмент, который предназначен для того, чтобы посмотреть, чему мы ребенка научили. Инструмент всей новой системы образования. Раньше считалось, что школа дает хорошие фундаментальные знания на всю жизнь, а теперь другой принцип – образование через всю жизнь. Поэтому и главное требование, которое предъявляется к образовательному учреждению, – самостоятельность, чтобы ответственность за результат лежала на образовательном учреждении. Доступ к качественному образованию должен быть везде.

– Трудно сравнивать образование, например, в Санкт-Петербурге и в Столбовом.

– Про Столбовое ничего говорить не буду, а про птичнинскую школу скажу. Мы дружим с гимназией № 56 в Санкт-Петербурге, и я не считаю, что мы от них отличаемся в худшую сторону. Проводили совместную дистанционную конференцию на базе гимназии – и наши ученики, которых подготовили наши сельские педагоги, заняли два вторых и два третьих места. Позиции во многом равны. Разве что финансовых возможностей у них, конечно, побольше.

– Почему ваши дети не продолжили учительскую династию? (мама Л.А. – тоже педагог – прим. авт.) Не получилось сориентировать?

– Никиту ориентировать было бесполезно. В первом классе он с тяжелым ожогом долго лежал в больнице, перенес много операций и после этого несколько лет играл в доктора Дмитрия Фёдоровича (Дмитрий Борисенко – главврач детской больницы – прим.авт.).  В старших классах был нацелен поступать в медицинский. Я, честно говоря, его отговаривала, пугала небольшой зарплатой при большой ответственности, но он только головой кивал и сделал по-своему. Сейчас хирург в Амурзете, как он говорит, «накапливает практику». А Маша окончила нашу академию, проходила практику и в нашей школе, я видела, что из нее мог бы получиться неплохой педагог. Но она решила пойти работать в районную администрацию. Откровенно, я не хотела, чтобы дети пошли по моим стопам. Работа учителя в школе не заканчивается.

– Как депутат вы принимаемые законы и нормативные акты «примеряете» на себя? Обсуждаете их с педагогическим коллективом?

– Не только со своим коллективом, но и встречаюсь с педагогами из других школ района. Часто выступаю на родительских собраниях, где рассказываю о новинках в законодательстве. Зачастую люди даже не знают о каких-то важных для них нормативных актах. Прежде чем проголосовать или не проголосовать на заседании Законодательного собрания, внимательно изучаю проект закона или постановления. Ответственность на этом поприще, пожалуй, не менее серьезна чем в школе.

– Помимо педагогической и депутатской деятельности, на вас еще возложена  обязанность руководить местным политсоветом «Единой России». Каковы успехи в этом направлении?

– В процессе становления партии было очень трудно. Надо было найти на местах достойных, научить их разговаривать с людьми, самостоятельно решать проблемы… Сейчас, конечно, когда уже наработали какой-то опыт, проще. Но проблем еще везде хватает, поэтому работы предстоит много.

– Спасибо за беседу. Всего доброго!

Андрей МЕЛЬНИКОВ

Ди Вох № 21 (26.05.11-01.06.11)