Депутаты областного парламента провели заседание круглого стола, на котором обсудили проблемы, связанные с новой системой оплаты труда школьных учителей

— С тех пор, как была введена новая система оплаты труда, я неоднократно бывал в самых разных школах, но ни разу не услышал, чтобы все высказали единодушное одобрение, — обратился к участникам встречи председатель Законодательного Собрания Анатолий Тихомиров. – Это значит, что на деле все не так идеально, как в теории.

Спикер предложил участникам круглого стола, среди которых были депутаты областного парламента, руководители комитета образования ЕАО, заведующие отделами образования,  директора школ, откровенно рассказать о возникших проблемах. Первой слово было предоставлено заместителю председателя областного комитета образования Ларисе Мельниковой.

Как она сообщила, на новую систему оплаты труда школьных учителей область начала переходить одна из первых в стране – в 2008 году. Сначала по-новому зарплату стали считать в семи школах автономии, а потом и во всех остальных. Теперь зарплата педагога состоит из обязательной части и стимулирующей, причем вторая может значительно превышать первую. Стимулирующие надбавки рассчитываются по сложной системе критериев, которая каждой школой разрабатывается самостоятельно. При подсчете баллов разброс стимулирующей надбавки в денежном выражении  в разных школах и у разных учителей до лета 2011 года составлял от 200 рублей до 20 тысяч, а по итогам прошлого года разница стала еще заметней – от 600 рублей до 50 тысяч. При этом средняя зарплата учителя в январе 2012 года была 22 тыс. рублей, то есть примерно такая же, как средняя по экономике региона.

— Стимулирующие выплаты рассчитаны на повышение качества учебного процесса, но не могут же педагоги  иметь столь разительный уровень квалификации! – уверен Анатолий Тихомиров. – Значит, эта система критериев дала сбой и не отвечает требованиям объективности.

По признанию самих учителей, формально, по нормативам финансирования, все деньги поступают в школы своевременно и в полном объеме. Но есть ряд моментов, которые способны существенно менять ситуацию в отдельно взятой школе. Например, число детей, находящихся на индивидуальном обучении, с начала до конца учебного года может измениться в несколько раз, а финансирование уже никто не пересматривает. Если у школы есть отдельно стоящие здания, которые должны обслуживать специалисты, то это также влияет на количество средств, поступающих в образовательное учреждение. В одних школах есть своя бухгалтерия, в других – нет, а оплата труда бухгалтера идет из общей школьной казны.

Что касается пресловутых критериев, то в одной школе введено так называемое «минусование», когда за недоработки с учителя снимаются баллы, а в других школах такая система не принята. Одни считают использование компьютера на уроке новыми технологиями в образовании и добавляют за это баллы, другие относятся к этому как к нечто само собой разумеющемуся.

На встрече сошлись во мнении, что балльная система требует взвешенного подхода, так как на деле уже начинает складываться ситуация, когда учителей поощряют за то, что они и так должны делать в силу своих прямых должностных обязанностей.

— Это неправильно, так мы до абсурда дойдем, — выразил свое мнение Анатолий Тихомиров. – Надбавки должны быть за творчество, новые технологии, новаторство и т.п., а не за сам факт добросовестной работы.

На встрече была затронута и тема прозрачности распределения стимулирующего фонда. Директора уверены, что управляющий Совет школы, который участвует в распределении баллов, полностью обеспечивает объективность процесса. Однако спикер парламента поколебал уверенность собеседников.

— Сомневаюсь, что меньше десятка человек, входящих в Совет, могут в полной мере отражать точку зрения одной-полутора тысяч родителей, — сказал Анатолий Тихомиров. – Знать они могут только тех учителей, которые учат их детей, остальных в глаза никогда не видели. К тому же, когда человек не специалист в конкретном деле, всегда срабатывает фактор эмоций, а здесь на первое место должна выходить профессиональная оценка.

Анатолий Тихомиров призвал педагогов прислать в Собрание свои предложения: действительно ли качество знаний учеников должно играть решающую роль при распределении стимулирующего фонда? Как доплачивать педагогам за работу с детьми, обучающимися по коррекционной программе? Какую роль все-таки должна играть общественность в подсчете баллов и др. Все инициативы будут изучены депутатами и затем уже в виде конкретных предложений вернутся в муниципалитеты для выработки согласованного решения.