В Биробиджане педагоги и депутаты областного парламента провели заседание круглого стола, на котором обсудила, проблемы, связанные с новой системой оплаты труда школьных учителей

В Биробиджане педагоги и депутаты областного парламента провели заседание круглого стола, на котором обсудила, проблемы, связанные с новой системой оплаты труда школьных учителей

Как рассказала в начале встречи заместитель председате­ля областного комитета образо­вания Лариса Мельникова, на новую систему оплаты труда школьных учителей область на­чала переходить в качестве экс­перимента в 2008 году, то есть одной из первых в стране. Новая зарплата педагога стала форми­роваться из двух частей  — обяза­тельной и стимулирующей. При­чем вторая, по задумке разработ­чиков системы, могла значитель­но превышать первую — все зави­село от качества работы педагога. Стимулирующие надбавки стали рассчитывать по системе критериев, которую каждая шко­ла разработала самостоятельно, с учетом специфики своей рабо­ты. Школы ведь есть разные — ма­локомплектные, начального, среднего образования, с углубленным изучением отдельных  предметов.

Однако председатель Законодательного Собрания ЕАО Анатолий Тихомиров не мог не обратить внимания на разные мне­ния о новой системе оплаты учительского труда.

— С тех пор как она была вве­дена, я неоднократно бывал в са­мых разных школах, слышал мне­ния учителей, но ни разу не услышал, чтобы все высказали единодушное одобрение, — пояснил спикер Законодательного Собрания. — Это значит, что на деле все не так идеально, как обещало быть в теории.

Например, непонятен столь значительный разброс в сумме стимулирующей надбавки. При подсчете «учительских» баллов разброс стимулирующей надбавки в денежном выражении в разных школах и у разных учителей до лета 2011 года составлял от 200 рублей до 20 тысяч, а по итогам прошлого года разница стала еще заметней — от 600 рублей до 50 тысяч. При этом средняя зарп­лата учителя в январе 2012 года выходила в 22 тыс. рублей.

— Стимулирующие выплаты рассчитаны на повышение каче­ства учебного процесса, но не могут же педагоги иметь столь разительно отличающийся уровень  квалификации! — уверен Анатолий Тихомиров. — Значит, не все системы критериев оцен­ки профессионализма учителей в школах  отвечают требованиям объективности.

Действительно, по  мнению многих педагогов, необходимо так скорректировать базовые критерии оценки работы учителей, чтобы они, по возможности, стали одинаковыми для всех учебных заведений. К примеру, решить вопрос — вводить или нет в школах систему «штрафных очков» для учителя: сейчас такие «минусования» в одних школах есть, а в других от них решили от­казаться. Или еще такой момент — в некоторых школах до сих пор считают, что использование ком­пьютера на уроке — это новые технологии в образовании. Другие относятся к этому как к уже само собой  разумеющейся в школе вещи. На встрече была  затронута и тема прозрачности распределения стимулирующего фонда. Многие директора уверены, что управляющий совет школы, который участвует в распределении баллов, полностью обеспечивает объективность процес­са. Однако председатель Законодательного Собрания высказал сомнения по этому поводу. Меньше десятка человек  — при­мерно из такого числа людей состоит большинство попечительских советов школ — не могут в, полной мере отражать точку зрения одной-полутора тысяч родителей. А ведь от них в составе со­ветов в среднем по два — три чело­века! И вряд ли они проводят до­статочно времени в школе — об­щаются с педагогами, присутствуют на уроках и мероприяти­ях, — чтобы давать объективную профессиональную оценку их работе.  Родители знают только тех учителей, которые учат их детей, работа остальных педагогов с другими учениками их мало интересует.

Как позже пояснила «БЗ» Лариса Мельникова сейчас вторую волну учительского ажиотажа вызвал пересмотр системы выплаты стимулирующих надбавок.

Если раньше в большинстве школ она происходила поквартально или по школьным чет­вертям, что одобряли учителя, которым это было удобно, — например, получить к отпуску или каникулам неплохую прибавку к основной зарплате, то сейчас решено перейти на ежемесяч­ные дополнительные стимули­рующие выплаты. Учителя должны каждый месяц получать хо­рошие деньги за свою работу — это дополнительная мотивация к успешному педагогическому труду.

Спорных вопросов еще мно­го. Действительно ли качество знаний учеников должно играть решающую роль при распреде­лении стимулирующего фонда, и только ли оно? Как доплачи­вать педагогам за работу с деть­ми, обучающимися по коррекционной программе? Какую роль все-таки должна играть общественность, родители в под­счете баллов? Учителям было предложено присылать в Зако­нодательное Собрание свои предложения по улучшению но­вой системы оплаты труда. Все инициативы будут изучены депутатами и затем уже вернутся в муниципалитеты для согласованного решения.

Алексей ЗЛИВКО.

Биробиджанская звезда  14.03.2012