- Законодательное Собрание Еврейской автономной области - http://zseao.ru -

Помочь государству частным порядком

В ЕАО придумали как привлечь инвесторов к обновлению социально-производственной сферы области

На очередном заседании Законодательного Собрания Еврейской автономии был принят закон о государственно-частном партнёр­стве. По замыслу разработчиков, он должен значительно поспособ­ствовать привлечению инвестиций в экономику региона.

Автором законопроекта стал депутат Заксобрания, председатель комитета по аграрной политике и вопросам природопользования Сер­гей Лавриков. Сегодня он отвечает на вопросы нашего корреспон­дента о целях принятия этого областного закона и ожидаемом от него эффекте для экономики области.

Сергей Александрович, для чего понадобился отдельный областной закон о государственно-частном партнёрстве? Что не по­зволяло сделать действующее фе­деральное законодательство?

—  На федеральном уровне нет специального закона о государ­ственно-частном партнерстве, само определение ГЧП и его нор­мативное содержание отсутству­ют. Этот пробел призвано воспол­нить принятие регионального за­кона.

Однако, при недостатке общих положений о ГЧП, действующее федеральное законодательство со­держит достаточно норм, позволя­ющих оформлять правовые и фи­нансовые конструкции для реали­зации ГЧП-проектов (концессион­ное соглашение, контракт жизнен­ного цикла, контракт «под ключ» и иные смешанные гражданско-пра­вовые договоры).

Тут важнее понятные условия участия в проекте, гарантии для каждой из сторон. Инвесторы го­товы участвовать в развитии обще­ственной инфраструктуры, финан­сировать строительство дорог, объектов коммунального хозяй­ства, детских садов, но на условиях, которые были бы им интересны, и при наличии соответствующих га­рантий.

  Какого рода деятельность прежде всего должен стимулиро­вать закон о государственно-частном партнёрстве? Социальную, производственную?

—  Прежде всего, закон должен создавать условия, при которых бизнесу будет интересно осуще­ствлять деятельность на тех объек­тах, которые названы в законе -транспортной     инфраструктуры, коммунальной   сферы   благоуст­ройства, энергоснабжения, систе­мы   здравоохранения,   образова­ния, культуры, возведении жилья дома и многое другое.

Для государства одинаково важно стимулирование деятельно­сти инвесторов как в социальной сфере, так и производственной. В случае последней проявляется косвенный положительный соци­альный эффект, поскольку работа­ющее производство наполняет бюджет доходами от налогов и сборов, что позволит власти лучше выполнять свои социальные обя­зательства.

— Со времени начала рыноч­ных реформ и по сей день гово­рится о снижении роли государ­ства в регулировании экономики, о свободе бизнеса. Не помешает ли бизнесу присутствие государ­ственного партнёра?

—  Дефицит бюджета региона приводит к невозможности в полном объеме финансировать соци­альные объекты и оказывать каче­ственные услуги населению. При этом развитие социальной сферы, строительство общественной инф­раструктуры — прежде всего зада­ча региональных и местных влас­тей. Однако, когда инфраструкту­ра нужна не только населению, но и интересна инвестору, важно и нужно привлекать и частное фи­нансирование.

Если мы говорим о жилищном строительстве, создании новых объектов промышленного произ­водства, то присутствие государ­ственного партнера только выгод­но бизнесу. За счет государства могут предоставляться земельные участки, полностью или частично финансироваться строительство инженерно-технической, энергети­ческой, железнодорожной и авто­дорожной инфраструктуры, необ­ходимой для функционирования промышленных объектов. В отли­чие от схемы приватизации, здесь инфраструктура остается в госу­дарственной собственности. Бюд­жетные инвестиции с лихвой оку­паются за счет будущих налоговых поступлений от прибыли, получа­емой в результате развития про­мышленного производства, при­надлежащим частному инвестору.

Это и есть основная задача но­вого закона: привлечь частный ка­питал в строительство, реконст­рукцию и модернизацию объектов в условиях ограниченного бюд­жетного финансирования.

— В каких, по Вашему мнению, сферах экономики прежде всего необходимо деловое сотрудниче­ство государства и частной иници­ативы?

— За рубежом государственно-частное партнерство наиболее во­стребовано в таких отраслях, как образование, здравоохранение, до­рожное хозяйство (транспорт) и ЖКХ. В России пока преобладает партнерство при строительстве автомобильных дорог и в комму­нальной сфере. В перспективе схе­мы ГЧП должна активнее вне­дряться для строительства меди­цинских и образовательных уч­реждений, модернизации систем водоснабжения и водоотведения, создания заводов по переработке твердых бытовых отходов и др. Не исключается внедрение за счет ГЧП инновационных проектов совершенствования производства.

Новая инфраструктура, создан­ная на принципах ГЧП, должна в большинстве случаев являться «опорной» для промышленных от­раслей и способствовать развитию добывающих и других произ­водств. Это то направление, кото­рое сейчас начали активно разви­вать в Еврейской автономной об­ласти.

В сфере сельского хозяйства законом предусмотрены соглаше­ния о ГЧП в производстве, хране­нии и переработке сельскохозяй­ственной продукции. Это также актуально для нашей области.

Нужно помнить, что объекты ГЧП всегда связаны с расходными обязательствами государства и муниципалитетов или приоритет­ными национальными задачами развития. Бизнес может быть не заинтересован в инвестировании в такие объекты без достаточных га­рантий со стороны государства и муниципалитета. А для последних содержание многих объектов уже сейчас стало бременем, требую­щим регулярных расходов без ви­димого социального и материального результата.

Сергей Александрович, есть примеры государственно-частно­го партнёрства уже реализуемые на   территории   ЕАО,   других субъектов Федерации?

— На территории ЕАО на прин­ципах  ГЧП реализуется проект возведения  железнодорожного моста через Амур и строитель­ства левобережных  подходов к нему. В перспективе рассматри­вается модернизация на условиях ГЧП участка железной дороги Би­робиджан—Ленинск. В непосред­ственном окружении ЕАО среди значимых инфраструктурных проектов   ГЧП   можно   назвать строительство терминала по пере­валке угля в порту Ванино, строи­тельство  нового  пассажирского терминала    в    Международном аэропорту Владивостока. В Даль­невосточном федеральном окру­ге законы о ГЧП приняты и дей­ствуют в Республике Саха (Яку­тия), Амурской области. В бли­жайшее время ожидается приня­тие закона об участии в проектах ГЧП в Приморском крае. Это ес­тественная   реакция   на  вызовы времени.

Вопросы задавал Виктор АНТОНОВ.

Биробиджанская звезда  11.04.2012