В парламенте ЕАО состоялся круглый стол, участники которого обсудили исполнение президентского Указа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». К разговору были приглашены руководители областного комитета и муниципальных отделов образования, а также директора школ

Депутаты обсудили ситуацию в сфере образования

Выступившая на заседании первый заместитель председателя комитета образования ЕАО Татьяна Пчёлкина рассказала о проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который должен быть принят в этом месяце. Новый закон сохранит основные принципы, действующие и сегодня. Это общедоступность и бесплатность образования, обеспечение права каждого на образование; единство образовательного пространства; светский характер образования; демократическое, государственно-общественное  управление образованием, автономность образовательных учреждений и др. В качестве самостоятельных уровней вводятся дошкольное и начальное общее образование. Начальное профессиональное образование, напротив, перестает существовать как самостоятельный уровень и включается в систему среднего профессионального образования. Таким образом,  вводится двухуровневое среднее профессиональное образование.

При этом Татьяна Пчелкина обратила внимание присутствующих, что декларированное право на образование людям не всегда удается реализовать. В первую очередь, эта проблема характерна для системы дошкольного образования, связана она с дефицитом мест в дошкольных учреждениях. Актуален и вопрос о том, что дети-инвалиды имеют ограниченный доступ к получению знаний в обычных образовательных учреждениях. Между тем новый закон требует, чтобы эти ребята обучались на равных со своими обычными сверстниками.

— С этих позиций наши усилия должны быть направлены на существенное обновление нормативно-правовой базы, — подчеркнула Татьяна Пчелкина.

Она также обратила внимание на то, что из-за «разъедания» школы репетиторством, когда нередко учителя намеренно не дают ученику максимум знаний с тем, чтобы те обращались за дополнительной, но уже платной помощью, будущий закон обязывает репетиторов получать статус индивидуальных предпринимателей, лицензировать свою деятельность и заключать с законным представителем ребенка договор. Соответственно, и со стороны регионов, муниципальных образований возникнет необходимость в принятии новых нормативных актов.

Отдельная глава законопроекта посвящена педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В ней детально урегулирован правовой статус педагогов, их права, обязанности и ответственность. Впервые законодательно закреплено, что государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления ими профессиональной деятельности.

Логическим продолжением выступления Татьяны Пчёлкиной стала информация председателя парламентского комитета по социально-экономической политике Веры Тарасенко. Она отметила, что на протяжении нескольких последних лет в ЕАО принимались новые законы, направленные на стабильное развитие системы образования. Многие из них коснулись финансового обеспечения системы образования. В частности, был установлен более высокий норматив для индивидуального обучения,  коррекционных классов, малокомплектных школ. Так же утвержден норматив расходов на обеспечение школ учебниками.

Уже в этом году был принят закон области о субсидиях, предоставляемых местным бюджетам для софинансирования расходов на содержание школ с круглосуточным пребыванием детей. Средства идут на ремонт помещений,  приобретение мебели и бытовой техники, зарплату педагогам.

На обеспечение доступности дошкольного образования направлен областной закон, позволяющий компенсировать родителям часть платы за содержание ребенка в детском саду. Также в ЕАО принят закон, способствующий получению детьми-инвалидами образования на дому. Еще один закон области гарантирует получение образования несовершеннолетним, оказавшимся в местах лишения свободы.

Ряд законов депутаты приняли с целью дать школьникам возможность полноценно питаться. Для этого определены категории детей, которые имеют право на бесплатные школьные обеды. Для поддержания здоровья детей депутаты проголосовали и за закон об обеспечении образовательных учреждений услугами медицинских работников, который дает возможность в течение нескольких лет в большинстве школ и садов открыть ставки медработников.

В ЕАО действует и ряд нормативных актов, регулирующих привлечение молодых  специалистов в сферу образования, реализуются целевые программы, направленные на обеспечение повышения доступности и качества образования.

В заключение своего выступления Вера Тарасенко назвала задачу, которую считает приоритетной, – принятие нормативного документа, который позволит оказывать финансовую поддержку одаренным детям.

Эта идея тесно перекликается с положением федерального законопроекта о том, что дополнительное образование должно быть  передано на региональный уровень – как важнейшее звено в системе обучения и воспитания и требующее значительных затрат.

Вообще теме разграничения полномочий между уровнями управления сферой образования в законопроекте уделено особое внимание. Помимо передачи субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования документом предусматривается, что и дошкольное образование возьмет на себя субъект РФ.  

— Это правильно, — выразил свое мнение спикер областного парламента, председательствующий на заседании круглого стола, Анатолий Тихомиров. – Постепенно мы придем к тому, что и школы перейдут на финансирование из бюджета области. Фактически мы уже частично оказываем школам и садам поддержку из областного бюджета: слишком высоки современные  требования к системе образования. Уже сегодня можно попробовать сделать учредителями некоторых школ областные органы власти. Думаю, это позволит увидеть, насколько такой подход эффективен и своевременен.

Кстати

На заседании была подчеркнута социальная роль школ как центров сохранения и развития сельских поселений. Например, в поселке Тельмана школа – единственное учреждение социокультурной сферы. В ней расположен детский сад, она же заменяет местным жителям и клуб, и библиотеку. В школе пос. Волочаевка расположен уникальный музей  истории Волочаевских событий, и он является одной из основ патриотического воспитания детей и молодежи. Интернет-класс, спортзал и прекрасная библиотека Даниловской школы также служат не только ее учащимся и педагогам, а всем сельчанам.

zMG 6147zMG 6156zMG 6185zMG 6168