Итоги прошедшей «оптимизации» сельских школ разительно отличаются в соседних районах ЕАО

Итоги прошедшей «оптимизации» сельских школ разительно отличаются в соседних районах ЕАО

О проблемах малых школ в сельских районах говорили пред­ставители Смидовичского и Ок­тябрьского районов. Представлен­ные ими картины оказались пора­зительно непохожими.

Начальник отдела образования Смидовичского района Татьяна Хромова привела исключительно положительные примеры оптими­зации малых сельских школ.

— До 2009 года поселок имени Тельмана стоял даже без Дома культуры и детсада! А в неплохом двухэтажном здании школы зани­малось всего несколько десятков учеников разных классов. В насто­ящее время ученики среднего и старшего звена ездят на учёбу в базовую школу в п. Приамурский, а в Тельмане остаются лишь 20 че­ловек младшеклассников. Зато на освободившемся втором этаже школы открыт детский сад на 40 мест. Школа же заменяет местным жителям и клуб, и библиотеку.

В школе поселка Волочаевка расположен уникальный музей истории села и событий Граждан­ской войны, и он является одной из основ патриотического воспи­тания детей и молодежи.

Парадокс, но выходит, свёрты­вание школ вернуло села к жизни? Аналогичные действия были произведены в Камышовке, Даниловке. Причём это неплохо сказа­лось и на оснащении сельских школ современным оборудовани­ем — оно не «распылилось тон­ким слоем» по многим мелким школам. Интернет-класс, спортзал и прекрасная библиотека Дани­ловской школы также служат не только ее учащимся и педагогам, но и всем сельчанам.

В Смидовичском районе с удо­вольствием вспоминают, как ми­нистр связи РФ Щёголев удивлялся оснащению Даниловской школы компьютерной техникой. Глава районного отдела образования также отметила, что в сельских школах неплохо преподают анг­лийский язык, но в одной из школ сегодня преподавателя нет…

Впрочем, преподавателей ино­странных языков для сельских школ не хватает во всех сельских районах, и проблему надо срочно решать в масштабе области. В це­лом же смидовичан ставят в при­мер другим районам. А вот в Ок­тябрьском районе памятная «оп­тимизация» школ оптимизма не вызвала.

— Район наш с очень неболь­шим населением (порядка 13 тыс. человек), раскиданным на обшир­ной площади. Когда-то у нас было 12 школ: четыре средних, четыре основных, четыре начальных. Все­го более 1400 учеников. Но не­сколько лет подряд число учеников ежегодно уменьшалось почти на сотню, — рассказала начальник районного отдела образования Елена Пермякова. — Одновремен­но с этим росло число малокомп­лектных школ, в которых учились от четырнадцати до шести чело­век. По коммунальным платежам, естественно, шли непропорцио­нальные числу учеников расходы.

Неудивительно, что при опти­мизации системы образования в районе в основном упор делался на экономию бюджетных средств. В основе схемы — четыре базовые школы и их филиалы в мелких сё­лах. По успехам учеников видно, что работа по укрупнению школ не прошла даром. Но проблема подвоза учеников к месту учёбы из других населённых пунктов — непроста и усугубляется постоян­ным ростом расходов на горючее для транспорта и быстрым изно­сом автобусов на сельских доро­гах.

Ежедневно подвоз в школу организован по семи маршрутам на пяти автобусах для 1У человек. В тринадцати населённых пунктах — девять детсадов, поэтому малы­шей тоже подвозят из соседних сёл. А есть и такие школьники, ко­торые остаются в школе круглосу­точно — слишком далека и тяжела им дорога до дома.

— Но всё же это дешевле, чем содержать детские сады на три че­ловека, — говорит Елена Пермякова. — Хотя нормальным поездкам мешает и сезонное бездорожье, снежные перемёты на автотрассах зимой. Сейчас автобусы поизно­сились, но на свои средства район их не заменит. Учителей пригла­шают на учёбу, на семинары, но последние два месяца мы не мо­жем оплачивать им командиро­вочные.

По мнению руководителя Ок­тябрьского райотдела образова­ния, руководители сельских школ — заложники сложившейся ситуа­ции.

— Мы последние два года рабо­таем на выплаты штрафов и пени. Но это проблем не решает, денег не добавляет. Мы не можем ис­полнять некоторые требования СанПиНа: в районе есть действую­щие (!) деревянные школьные зда­ния, которым более 100 лет! Там в принципе не может быть модернизации.

Обрисованная ситуация вызва­ла озабоченность у председатель­ствующего за «круглым столом» А. Тихомирова. Он призвал коллег пересмотреть подходы к сокраще­нию малых сельских школ.

— Школа в селе — важный со­циальный объект, на ней очень многое держится. И я знаю приме­ры, где ликвидация в селе даже крохотной школы фактически по­влекла за собой «самоликвида­цию» села. Если в населённом пункте закрывали среднюю или основную школу, следом нередко сокращалось местное население: люди старались уехать в другое место, в первую очередь, для нор­мальной учёбы детей, — говорил председатель ЗС ЕАО. — Мы дей­ствовали, думая что «оптимизаци­ей» спасаем село, решаем бюд­жетные и чисто образовательные проблемы. Но не выплеснули ли где-то с водой ребёнка? Надо вни­мательно посмотреть, что проис­ходит на местах год-два спустя после всех этих действий. Несут ли такие перемены людям ожидае­мую стабильность? Если нет — нужны ответственные новые решения.

Виктор АНТОНОВ

Биробиджанская звезда  12.12.2012