Председатель Законодательного Собрания ЕАО Анатолий Тихоми­ров провёл пресс-конференцию, приуроченную ко Дню российс­кого парламентаризма и 20-летию образования Государственной Думы РФ. День российского парламентаризма в этом году будет от­мечаться впервые, 27 апреля. В настоящее время в ЕАО 15 офици­ально зарегистрированных отделений политических партий, которые могут участвовать в муниципальных выборах уже в следующем году

Председатель Законодательного Собрания ЕАО Анатолий Тихоми­ров провёл пресс-конференцию, приуроченную ко Дню российс­кого парламентаризма и 20-летию образования Государственной Думы РФ. День российского парламентаризма в этом году будет от­мечаться впервые, 27 апреля. В настоящее время в ЕАО 15 офици­ально зарегистрированных отделений политических партий, которые могут участвовать в муниципальных выборах уже в следующем году.

—  Насколько отличается законодательство различных дальневосточных регионов и почему?

— Полномочия субъектов федерации определены федеральным законодательством. А вот для их реализации регионы  ищут свои пути в соответствии с возможностями, целесообразностью. Например, в Якутии нельзя провести оптимизацию числа школ «по-нашему» — возить детей из мелких сёл в более крупные школы соседних населённых пунктов. Там ведь от улуса до улуса могут быть сотни километров!

Какие-то регионы могут гордиться тем, что они вкладывают больше в сельское хозяйство, мы однозначно выглядим лучше многих в плане социальной поддержки населения. Но и это — тема спорная. Без развитой экономики не будет и хорошей социальной политики. Мы установили региональный «материнский капитал» в 100 тысяч рублей. А в Приморье — 50 тысяч. А ведь они не беднее нас. Просто там решили, что следует направить средства на какие-то другие цели, которые для них более важны сейчас. Недавно на встрече дальневосточных парламентариев в Якутске мы показывали коллегам свои наработки по социальной поддержке: детей, школ-интернатов, бюджетников.

Сегодня они готовят свои аналогичные акты. Что-то мы берём у соседей. Всегда надо искать лучшее решение.

— Практически каждые крупные выборы в России сопровождаются значительными переменами в законодательстве. То отменяется выборность губернаторов, то объявляется снова, но с оговорками «на усмотрение регионов», выборы по партийным спискам приходят в муниципалитеты…

— Я никогда не скрывал, что был сторонником того, что в выборах законодательной и исполнительной власти на любом уровне должно участвовать всё население. Поэтому, когда в 2004 году отменили выборы губернаторов, я не был сторонником этой идеи. В то же время не думаю, что прежнее решение было ошибочным. Тогда в государстве сложилась ситуация, когда со стороны федерального центра нужен был более жёсткий контроль по вопросу назначения руководителей регионов. Сегодня ситуация изменилась, я с удовлетворением воспринимаю, что выборная система вернулась. И хотя поправки в законодательстве позволяют регионам сохранить у себя принцип назначения главы субъекта федерации, мы у себя в Еврейской автономной области однозначно будем выступать за всеобщие выборы. Также я всегда выступал за сохранение одномандатных округов. Сегодня жители, когда выбирают депутата-одномандатника, четко понимают, за кого они голосуют, с кем им потом общаться, с кого спросить. При всём моём уважении к политическим партиям я сегодня могу сказать, что, голосуя за партию, люди не всегда точно знают, кто из кандидатов по списку придёт в Законодательное Собрание, кто будет представлять интересы избирателей? А кто с них спросит за конечный результат?

—   Полностью  ли   соответствует нынешний состав областного парламента стоящим перед ним задачам?

— Сегодня все наши депутаты имеют достаточный уровень образования, богатый жизненный опыт и являются специалистами в различных отраслях. Но, к сожалению, в нынешнем составе Законодательного Собрания нет представителей агропромы шлейного комплекса, а также молодых депутатов в возрасте до 40 лет. Но, что касается молодёжной политики, здесь активно включается Общественная молодёжная палата при областном парламенте. В прошлом году она была наделена правом законотворческой инициативы. А на заседания профильных комитетов, рабочих групп приглашаем членов правительства ЕАО, специалистов, экспертов в различных отраслях, чтобы вместе принять взвешенное решение.

—  Мы сегодня отмечаем 20-летие российского парламентаризма. Насколько, по-вашему, он развит в нашей стране?

— По моему мнению, мы с вами не дошли до того уровня парламентаризма, когда можно говорить о нём как о завершённом процессе. Сегодня не всегда закон властвует и одинаково применяется ко всем — это мы знаем и не скрываем. Ещё политическая культура населения не дошла до того уровня, когда вес чётко ориентируются в государственных институтах, а отношение к закону нередко таково — как обойти закон. И самое главное, мне кажется, что сегодня в России, при всём движении вперед в развитии демократических институтов, по-прежнему медленно решаются задачи по дальнейшему разделению властей. Убежден, роль законодателей должна усиливаться, так как именно эта власть формируется путем народного голосования. Пока существующее федеральное законодательство тормозит развитие этого процесса на региональном уровне. При определении приоритетов развития региона интересы двух ветвей власти нередко пересекаются. Но, думаю, постепенно эти противоречия будут устранены, хотя потребуется не один десяток лет. Но это естественно. Страны с развитым парламентаризмом шли к этому столетиями, и нам тоже нужно время.

Виктор АНТОНОВ

Биробиджанская звезда  24.04.2013 г.