Госдума приняла изменения в закон «Об электроэнергетике», позволяющий сохранить в ЕАО до 2029 года перекрестное субсидирование между группами потребителей по расчетам за электроэнергию и тем самым не допустить резкого роста тарифов. Эти поправки более двух лет инициировали депутаты Законодательного Собрания ЕАО совместно с правительством области

А. Тихомиров: Сохранение «последней мили» — это большая победа

Документ  учитывает все предложения, которые вносил парламент ЕАО: а именно на длительный период  сохранить в Дальневосточном регионе перекрестное субсидирование между крупными потребителями энергии  и мелкими,  а также населением, известное у профессионалов как «последняя миля».  Напомним, что под этим понятием кроется передача федеральной сетевой компанией (ОАО «ФСК») в аренду территориальным организациям объектов электросетевого хозяйства.  По сути – это добавление еще одного звена в цепочку между производителем электрической энергии и потребителем, что увеличивает ее конечную стоимость, но, в свою очередь, снижает тарифную нагрузку на мелких потребителей (в том числе, население) за счет крупных предприятий.

Многие регионы России  согласно закону должны будут отказаться от договоров аренды объектов «последней мили» уже с 1 января 2014 года. Также должна была поступить и Еврейская автономия, но для ее жителей и экономики в целом это стало бы непосильным бременем. Только сохранив «последнюю милю», можно было не допустить резкого роста тарифов на электроэнергию, и в этом в течение более двух лет пытались убедить Минэнерго, правительство России и президента страны  губернатор ЕАО, депутаты Законодательного Собрания и их коллеги из других регионов. 

«Это большая победа!», — заявил спикер областного парламента Анатолий Тихомиров после принятия закона.

О том, что это действительно так, говорят расчеты, сделанные экспертами комитета по тарифам и ценам правительства ЕАО. Согласно их данным  с 1 января 2013 года экономически обоснованный тариф на электроэнергию для населения составляет как минимум 5,96 рубля за кВт/час. Если не сохранять механизм продления договоров «последней мили» и  оставить для населения действующий тариф в 3,15 рубля за кВт/час, то для предприятий он составит от 10 до 12 рублей (сегодня — 4,3 рубля за кВт/час).

Поэтому руководство регионов, где ситуация с отказом от «последней мили» ощущалась бы особенно остро, активно добивалось того, чтобы внести изменения в закон. Парламент ЕАО подготовил собственный проект  и направил его в Государственную Думу. Суть документа состояла в том, чтобы из общего правила, по которому с 1 января 2014 года будет запрещена передача объектов ОАО  ФСК территориальным сетевым организация, сделать исключение для ЕАО и еще ряда регионов.

— Наш законопроект отклонили, но только потому, что он рассматривался позже законопроекта, подготовленного в Госдуме, — комментирует событие Анатолий Тихомиров. – Однако в окончательный вариант документа были включены наши поправки, а также предложения других регионов, столкнувшихся с проблемой «последней мили». В итоге только четырем субъектам Федерации разрешено сохранить перекрестное субсидирование в электроэнергетике до 1 июля 2029 года: Забайкальскому краю, Амурской области, Республики Бурятии и Еврейской автономии. Еще 16 регионам этот срок установлен лишь до 1 июля 2017 года. Важность решения трудно переоценить. Его непринятие повлекло бы серьезные последствия для экономики ЕАО. ДРСК уже не справилась бы самостоятельно с такими убытками, а в бюджете области найти сотни миллионов рублей на компенсацию потерь выпадающих доходов невозможно.  Огромные затраты понесли бы и предприятия, работающие на низких мощностях. Мы одержали большую победу. Это заслуга всех органов власти области, ДРСК, наших коллег из других регионов.

Кстати

Почему отказ от «последней мили» вызвал бы резкий рост стоимости электроэнергии для ее мелких потребителей  в ЕАО?  На этот вопрос ответила председатель областного комитета по тарифам и ценам Галина Шлыкова.

— Чтобы понять, что такое «последняя миля», нужно вникнуть в сложный механизм передачи электроэнергии потребителю, — поясняет руководитель тарифного комитета. – Он двухуровневый. «Наверху» стоит организация по управлению Единой национальной энергетической сетью в лице федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК»). Это компания, которая обладает электросетевыми объектами, способными передавать электричество высокого напряжения (от 110 до 500 киловольт). Второй уровень – это  территориальные сетевые организации (ТСО), которые располагают объектами электросетевого хозяйства от 110 киловольт и ниже. В ЕАО таких компаний три – ОАО «Оборонэнерго», ОАО «РЖД» (в части транзита электроэнергии) и самая крупная – ОАО «ДРСК». Крупные потребители, которым для работы требуется свыше 110 киловольт, как правило, напрямую присоединены к сетям ОАО «ФСК». В ЕАО это цементный завод, ДВЖД в части тяги и другие. Такие предприятия есть в каждом регионе. Чтобы иметь возможность самостоятельно передавать электроэнергию крупным потребителям, ТСО всегда заключали договор с ФСК  на аренду их сетевых объектов. Эти договоры позволяли разницу между экономически обоснованным тарифом и утвержденным для населения перераспределить на предприятия. Такая методика работала с 2007 года до 2011 года. А затем возникла ситуация, когда крупнейший потребитель ООО «Русэнергосбыт», представляющий интересы ОАО «РЖД», отказался от услуг ТСО и заключил договор напрямую с ФСК. Для него в этих взаимоотношениях исчезла так называемая социальная составляющая методики формирования тарифа. Для РЖД он стал более низким, а значит, экономически обоснованным. Но повысить тариф до такого же экономически обоснованного для населения, чтобы компенсировать территориальным сетевым организациям потери, было невозможно, так как для людей это непосильное бремя. 

Между тем выпадающие доходы ТСО уже в течение трех лет никто не компенсирует. Такая ситуация по-разному отразилась на регионах. Там, где РЖД занимали незначительную долю в общей массе предприятий, пользующихся услугами ТСО, их уход не стал болезненным для экономики территории. А вот для ЕАО, где половину всей поставляемой электроэнергии потребляет РЖД для тяговых подстанций, это стало настоящим ударом. Ежегодно, начиная с 2011 года, ОАО «ДРСК» теряла в среднем полмиллиарда рублей, то есть недополучило почти половину своих доходов. В таком же положении оказалась Амурская область, где потери ОАО «ДРСК» за 2011год подошли к 2 млрд рублей. Негативно эта ситуация отразилась еще на ряде регионов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.