Уважаемая редакция, в прошлом месяце вы писали, что в ЕАО разрабатывается свой закон об образовании. Приняли ли его и, если да, то что он из себя представляет в окончательном варианте? Галина Синицына.

На вопрос нашей читательницы мы попросили ответить заместителя председателя комитета Законодательного Собрания ЕАО по социально-экономической политике Галину Седову.

— Закон «Об образовании в Еврейской автономной области» был принят 6 марта на внеочередном заседании областного парламента. Для нашей области это первый подобный закон, который вобрал в себя основные нормы, необходимые для  регулирования отношений в данной сфере. Начнем с того, что документ четко определил полномочия Законодательного Собрания ЕАО, губернатора и правительства автономии. Так, например, депутаты будут принимать закон о нормативах для формирования стипендиального фонда, а правительство – устанавливать порядок назначения академических, социальных и государственных стипендий. Также правительство ЕАО будет утверждать программу развития образования в области.

Впервые муниципальные образовательные организации, а это, прежде всего, школы и детские сады, получили право перейти в подведомственность комитета образования ЕАО, то есть приобрести областной статус. Однако такая инициатива должна исходить либо от учредителя, то есть администрации района или городского округа, либо от управляющего совета образовательной организации. Когда такую норму принимали, в первую очередь, имели в виду школы, потому что в автономии уже есть опыт поддержки школ-интернатов за счет средств областного бюджета, и он показал, что сегодня в этих учреждениях значительно улучшились бытовые условия, условия для занятий, питание детей. Поэтому не стоит исключать возможности того, что и некоторые другие школы станут областными, что позволит им получать финансирование из казны автономии. Порядок такого перехода должно определить правительство ЕАО. Один из вариантов:   для начала выбрать какой-либо район в качестве экспериментальной площадки. Это нужно, чтобы посмотреть, насколько эффективна будет смена учредителя для образовательного учреждения, пожелавшего стать областным.

Есть в законе и нормы, призванные способствовать решению кадровой проблемы в школах и детских садах. Например, те, которые дают педагогическим работникам право устраивать своих малышей в дошкольные учреждения вне очереди. В области около двадцати мам, готовых выйти на работу в качестве учителя или воспитателя. Однако они не могут этого сделать, потому что им не с кем оставлять малышей. Если их ребятишки будут устроены, значит, сразу несколько учреждений, пусть даже и частично, но решат кадровый вопрос.

Стоить отметить и статью закона, регламентирующую обучение на дому или в медицинских организациях. Определить необходимость в таком обучении может медико-педагогическая комиссия. По ее заключению такие занятия должны быть организованы не только для детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении, но и для ребят, которым требуются особые условия воспитания и специальный педагогический подход.

Практически всех – и родителей, и учеников – затронет раздел  о требованиях к школьной одежде. Законом предусмотрены как парадные, так и повседневные комплекты. Для мальчиков это брюки, пиджак или жилетка, однотонная рубашка. Для девочек – непрозрачная однотонная блузка, брюки, жакет, юбка или сарафан, либо платье с фартуком, или без него. А вот детали – цвет, фасон, эмблемы – школы должны определить самостоятельно вместе со своим общественным советом. Кроме того, школьникам настоятельно не рекомендуется использовать в своем повседневном гардеробе символику асоциальных неформальных молодежных движений, «кричащие» украшения.

Новым законом также оговаривается возможность ведения образовательными организациями инновационной деятельности, поддержка учащихся, проявивших выдающиеся способности в обучении, некоторые вопросы  углубленного изучения отдельных учебных предметов или профильного обучения и др.

«Биробиджанер штерн», 19 марта 2014