В парламенте ЕАО состоялось заседание Консультативного совета по законодательству. На нем депутаты, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, бизнеса обсудили проблемы градостроительной деятельности

В рейтинге стран Россия занимает 178-е место по простоте получения разрешения на строительство. Чтобы оформить его, необходимо пройти 42 процедуры и затратить на это дело 344 дня! Объем же затрат для граждан на эти цели приближается к 130 % от среднего ежемесячного дохода на душу населения. Такую неутешительную статистику привел, открывая заседание Совета, его председатель и спикер областного парламента Анатолий Тихомиров.

— Процедура получения разрешения на строительство в целом по России остается несовершенной, неповоротливой и очень обременительной, в первую очередь, для людей. И это несмотря на то, что страна по-прежнему испытывает острую потребность в строительстве жилых домов и других объектов, — сказал председатель Собрания. – Изменения, которые были внесены в весной этого года в Градостроительный кодекс, уточнили полномочия власти на региональном уровне в этом вопросе. Новые требования федерального законодательства направлены на то, чтобы и мы, принимая свои правовые акты, учитывали ряд важнейших направлений градостроительной деятельности. Это упрощение действий по подготовке земельных участков, совершенствование регуляторной среды, сокращение административных барьеров, включая сокращение процедур, связанных с реализацией инвестиционных проектов, а также совокупных расходов и времени на их прохождение. Проще говоря, мы должны упростить людям и бизнесу жизнь.

О том, как сейчас в ЕАО обстоят дела с формированием градостроительной документации, рассказал главный градостроитель профильного управления правительства автономии Евгений Пеший. В частности, он сообщил, что сегодня в области принято около 200 нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере, в том числе 22 закона. На муниципальном уровне целенаправленно эту работу ведут Биробиджан и Смидовичский район.

Непросто складывается ситуация с документами территориального планирования и градостроительного зонирования. В полном объеме эти акты есть только у областного центра. И нет ни одного документа территориального планирования у Биробиджанского района.

В определенной мере проведение такой работы тормозит нехватка средств у поселений, отсутствие квалифицированных специалистов. При этом Евгений Пеший подчеркнул, что это не снимает ответственности с местных администраций за неисполнение градостроительного законодательства. Тем более что деньги нужны не такие и большие. Например, в целом муниципалитетами на разработку документов потрачено около 14,5 млн рублей, из которых почти 3 миллиона – средства областного бюджета.

Отдельно главный градостроитель остановился на проблемах, которые возникли после крупномасштабного наводнения в 2013 году. Например, до принятия в октябре прошлого года изменений в Водный кодекс РФ не было понятий «зона затопления» «зона подтопления», как зон с особыми условиями использования территории. Соответственно, они не отражались в документах территориального планирования. Между тем в ЕАО 60 из 108 населенных пунктов подвержены риску затопления или подтопления, и на них проживают 30 % жителей автономии.

Законодательное Собрание приняло ряд законов, направленных на предотвращение негативного воздействия вод. И таким образом часть вопросов удалось урегулировать. Но немало еще и предстоит сделать. Например, органам власти до 1 января 2015 года необходимо будет утвердить региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Кроме того, правительству и местным администрациям для Федерального агентства водных ресурсов нужно подготовить предложения об определении границ зон затопления и карты объекта землеустройства.

Полученные сведения будут занесены агентством в Государственный кадастр недвижимости, и после этого возникнет необходимость в корректировке соответствующих документов на уровне области. Такая работа потребует привлечения проектных и научных организаций, поэтому в бюджете 2015 года необходимо предусмотреть дополнительные деньги, — заключил Е. Пеший.

О том, как обстоят дела с формированием градостроительной документации в каждом муниципальном образовании, рассказали главы поселений,  руководители профильных отделов городского округа и Смидовичского района. Каждый муниципалитет имеет как свои специфические проблемы, так и общие, характерные для всех. В их числе – нехватка средств, пробелы в законодательстве, позволяющие эффективно бороться с самовольным захватом земель для частного строительства, неразвитость инфраструктуры вокруг участков, выделяемых под застройку многодетным семьям, нехватка самих земельных участков, уже готовых для возведения объектов, и др.

— Действительно, не все еще урегулировано на законодательном уровне, но многие вопросы можно решать и на той базе, которая уже есть, — подвел итоги заседания Анатолий Тихомиров. – Приведу простой пример. После введения в действие закона об ограничении строительства в зонах затопления некоторые местные администрации на этом основании стали отказывать инвесторам в выдаче разрешений на строительство. Но такая позиция в корне неправильна. В законе говорится  о том, что в этих зонах запрещается строить без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Если же инвестор готов такие защитные мероприятия провести, почему ему нужно отказывать? Мы должны всеми силами привлекать бизнес в экономику ЕАО, в том числе в строительство, а мы ему дорогу перекрываем.

Анатолий Тихомиров подчеркнул, что прошлогоднее наводнение поставило много новых вопросов. Например, можно ли строить на местности, которую регулярно затапливают подземные воды? Нужно ли ремонтировать дома, если они стоят в зонах, где новое жилье не строится без проведения защитных мероприятий? Как привлечь инвесторов на проблемные территории, чтобы они эти мероприятия проводили?

— Этот список можно продолжить, и здесь мы неизбежно сталкиваемся с проблемой нехватки финансов, — сказал председатель Собрания. – В свою очередь, эту проблему можно частично решить путем укрупнения сельских поселений. Эта тема обсуждается все чаще не случайно. В 2013 году поселениям из областного бюджета было передано 584 млн рублей, и 70 % из них ушло на оплату труда работников органов местного самоуправления. Если учесть, что федеральный закон из более чем 30-ти полномочий оставил муниципалитетам только 13, а сейчас мы изучаем вопрос о том, чтобы на областной уровень передать культуру, вопросы предотвращения чрезвычайных ситуаций и ЖКХ, то что останется муниципалам? Опыт укрупнения поселений у нас уже есть, и он положительный.

Анатолий Тихомиров призвал представителей муниципалитетов внимательно этот опыт изучить. Все предложения, которые прозвучали в ходе заседания, также будут изучены депутатами и учтены при дальнейшей работе над нормативными актами в сфере градостроительной деятельности.