«Парламентская газета» опубликовала статью представителя в Совете Федерации от Законодательного Собрания ЕАО В.  Джабарова. В ней он высказывает свою точку зрения на экономическую ситуацию в Украине, предлагая в дальнейшем руководствоваться прагматичным подходом в отношениях с этой страной

В. Джабаров: Россия много, долго и терпеливо помогала Украине

Владимир Джабаров, занимающий должность первого заместителя председателя сенатского комитета  по международным делам и возглавляющий комиссию Совета Федерации по мониторингу ситуации на Украине, заявил, что, подписав соглашение об ассоциации, Украина подписала приговор своей экономике.  Предлагаем вашему вниманию полный текст материала.

«Свершилось. Украинский президент подписал эко­номическую   часть   со­глашения    об    ассоци­ации с Евросоюзом. То, что планировал сделать в ноябре прошлого года Янукович, но в итоге не решился, осуществил спустя семь месяцев Порошенко.

Однако Украина вошла не в банкетный зал с красивым названием «европейская семья», а всего лишь получила место в предбаннике, которое ей придётся зани­мать очень долго, если не всегда. Оче­видно, что страны Евросоюза тянут к себе Украину (равно как и Грузию с Молда­вией) не из сострадания к несчастным украинцам, которые пытаются вырваться из «жёстких русских объятий». Сенти­ментальность не свойственна успешному и прагматичному Западу. Дело в другом. Можно выделить три главные причины.

КОНКУРЕНТОВ НИКТО НЕ ЛЮБИТ

1. Участие Украины в Таможенном союзе и ЕАЭС сделало бы эти объединения серьёзными конкурентами Евросоюзу. Иметь же сильных конкурентов Брюс­селю явно не нужно.

2. Ассоциация  Украины с  ЕС  от­крывает   западноевропейской   продук­ции огромный рынок сбыта, поскольку её высокую конкурентную способность украинские производители преодолеть не смогут. Например, субсидируемые в ЕС сельхозпроизводители вытеснят с украинского рынка местных аграриев. Дотировать же своих крестьян киевские власти не в состоянии. Что касается промышленной группы товаров, то здесь си­туация еще хуже. Аналогичные произ­водства Украины (в основном это центр и юго-восток) уже сейчас парализованы. Для украинского бизнеса остаётся един­ственная возможность реэкспор­тировать эту продукцию в Россию, используя ныне действующую зо­ну свободной торговли между Ук­раиной и другими странами СНГ. Однако  российское  руководство уже заявило, что этот канал будет немедленно перекрыт, если будут выявлены факты беспошлинного реэкспорта товаров из ЕС через Украи­ну в Россию и другие страны Таможен­ного союза.

3. Вхождение Украины в ассоцииро­ванное членство с ЕС создаёт для Брюс­селя немалые преференции.

Во-первых, перестройка всей эконо­мики Украины, а точнее, неизбежное банкротство её промышленных гигантов, ориентированных на российский рынок, станет лакомым куском для богатой Евро­пы, которая скупит их за бесценок. То же самое касается и украинских пахотных земель, и сельхозугодий. Во-вторых, по­является огромный рынок дешёвой рабо­чей силы. Но вряд ли Европа сможет пе­реварить 10-15 миллионов украинских гастарбайтеров без негативных для себя последствий.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

И сейчас хотелось бы перейти к обсу­ждению двух извечных русских вопросов: кто виноват и что делать?

Искать виноватых на Украине – дело нехитрое, но лучше оставить эту тему для будущих историков и политиков в самой Украине.

Лучше всё-таки поговорим о России. Все 90-е годы прошлого века были озна­менованы невнятной и иногда просто вя­лой политикой Москвы по отношению к Киеву. То мы давили на него, прежде все­го через газовую трубу, то шли на уступ­ки и даже делали царские подарки в ви­де бесчисленного множества кредитов и льгот, искренне надеясь, что украинцы это понимают и оценивают.

Однако Киев не понял и не оценил. Мы не хотели публично ссориться с Украиной. В 2010 году поддержали избрание президентом Януковича, который заве­рял российское руководство в том, что Ук­раина после парламентских выборов 2012 года войдёт в Таможенный союз. Слова не сдержал. Решил войти в ассоциацию с ЕС. Правда, в последний момент отка­зался, но было уже поздно. США, ЕС и собственная оппозиция в лице экстреми­стов, националистов и радикалов «Право­го сектора» банально отрешили Янукови­ча от власти. Америка и Европа спокойно это проглотили.

Возвращаясь к фигуре бывшего прези­дента, невольно задаёшься вопросом, по­чему такой внешне сильный и решитель­ный человек, каким его все мы считали, по сути, добровольно отдал власть и пани­чески бежал в Россию.

И только сейчас всем стало ясно, на каком мощном крюке Запад держал Яну­ковича все эти годы. Выражаясь словами одного из героев известной комедии Лео­нида Гайдая, можно сказать, что «всё, что было нажито непосильным трудом» и вы­ведено в западные банки, находилось под колпаком западных финансовых институ­тов и спецслужб. Януковичу под страхом наложения санкций и блокировки счетов было категорически запрещено приме­нять силу против стремительно набирав­шего ход майдана.

НЕ МИЛОСЕРДИЕ, А ПРАГМАТИЗМ

Высказавшись по первому вопросу «кто виноват?», хочется разобраться и со вторым: «что делать?»

Неожиданно получив в конце 1991 го­да независимый государственный статус, Киев настолько растерялся, что, похоже, не знал, как вести себя в отношениях с Россией и мировым сообществом.

К моменту распада СССР Украина была по своему промышленному, сельскохозяйственному, интеллектуальному и оборонному потенциалу впереди всех бывших, союзных республик. Военные эксперты утверждают, что вооружённые силы Украины, даже без учёта ядерного оружия, имели к тому времени превос­ходство над западноевропейской груп­пировкой НАТО. Спустя 23 года армия стала бледной тенью самой себя образ­ца января 1992 года. Всё, что можно бы­ло продать в третьи страны из наследст­ва Советской армии, Украина продала, остальное разграблено или осталось ржа­веть на военных складах.

Чем же эти 23 года занималось укра­инское руководство? Ответ напрашива­ется очень простой: беспрецедентным хищением государственной собственно­сти, грабительской, приватизацией, перманентным воровством энергоресурсов, поставляемых Россией через её терри­торию в Западную Европу. Один майдан сменялся другим, а позиции олигархов и коррупционеров только усиливались. От­сюда крах в экономике и социальной сфе­ре. Отсюда, по сути, начавшийся распад украинского государства.

А сейчас выскажу прагматичную мысль: давайте в душе продолжать вос­принимать Украину родной сестрой Рос­сии, а украинцев нашими братьями, но в практической политике об этом пока за­будем. Хотя бы на время.

Такой шаг становится теперь необхо­димым. Россия уже предпринимала по­пытки сохранить традиционные эко­номические связи с Украиной. Однако Евросоюз решительно отказался вести переговоры по вопросу сохранения вза­имовыгодных торговых и кооперацион­ных связей России с Украиной. Брюс­сель, подписав соглашение об ассоциации с Киевом, проигнорировал интересы не только России, но и самой Украины.

Эти переговоры, если состоятся, уже не смогут спасти Украину от тяжелых экономических последствий из-за ослаб­ления связей с Россией. Ежегодные по­тери Украины от подписания соглашения об ассоциации с ЕС – и, как следствие, сокращения масштабов торгово-экономи­ческих связей с Россией и другими стра­нами Таможенного союза, по оценкам российских экспертов, могут составить 33 миллиарда долларов, то есть 19 про­центов ВВП Украины.

В сложившихся условиях целесообраз­но вести торговлю по правилам  ВТО, по­ставки газа – по среднеевропейским ценам, импортировать из Украины только то, что действительно выгодно, а не ради поддер­жки братской страны.

Именно прагматизм в отношениях, на­конец, раскроет Украине глаза на то, как много, долго и терпеливо Россия помога­ла ей все эти годы».