Предстоящая реформа может серьёзным образом затронуть порядок формирования органов местного самоуправления в ЕАО

 

 

Законодательное Собрание Еврейской автономии вынесло на общественное обсуждение проект обла­стного закона о местном самоуправлении. Документ, разработанный губернатором ЕАО, был подготовлен в рамках реформы муниципального уровня власти, проводимой сейчас в стране. О сути реформ расска­зал в своём интервью ГТРК «Бира» председатель ЗС ЕАО Анатолий ТИХОМИРОВ.

 —  Анатолий Фёдорович, в чём необходимость измене­ний в законы о местном са­моуправлении? Что и поче­му, по Вашему мнению, дол­жно измениться в этой сфе­ре на региональном уровне?

 —  В декабре прошлого года в Послании   Совету   Федерации президент РФ Владимир Путин сказал, что настало время так изменить систему местного са­моуправления,     чтобы     ещё больше приблизить её к наро­ду,   сделать   власть   на   этом уровне    более    действенной. После  этого  проводилась до­вольно большая работа со сто­роны Госдумы, Совета Федера­ции, правительства страны, и в свет   вышел федеральный закон, в определенной мере поменявший подходы к формированию органов местного само­управления. Приняты поправ­ки в 131-й федеральный закон, несколько изменивший полно­мочия уровней власти в РФ. Субъектам федерации даны полномочия формировать власть, как они считают нуж­ным у себя на территории. Са­мым «больным» в предыдущей редакции закона было то, что он был един для всей РФ. А мы прекрасно понимаем, что субъекты федерации сильно разнятся между собой и по на­циональному составу, и по чис­ленности населения, и по фи­нансовым возможностям.

В законопроекте, который внесен сейчас в парламент ЕАО, учтена вся специфика совре­менной Еврейской автономной области. Кроме того, в соответ­ствии с федеральным законода­тельством, мы вынесли этот проект на общественное об­суждение. В первом чтении он будет рассмотрен депутатами Законодательного Собрания 8 октября. А ка окончательное чтение будет представлен в конце октября — начале ноября и затем начнёт действовать на территории области.

 — Перераспределение полномочий между уровня­ми власти — это важная часть реформы. Как, на Ваш взгляд, необходимо выстра­ивать этот процесс?

— Сегодня федеральный за­кон сказал, что мы можем заб­рать ряд полномочий с уровня поселений, в первую очередь – сельских поселений. Сельские поселения наименее финансово обеспечены, но при этом должны осуществлять три десятка полномочий, ранее прописан­ных в федеральном законе. Мы хотим воспользоваться правом передать часть местных полно­мочий на уровень районов либо даже на уровень субъекта (на­пример, связанные с чрезвы­чайными ситуациями). Городс­кие поселения получат полно­мочий больше, чем сельские -они, как правило, более круп­ные и лучше финансово обес­печены. После этого, как мне представляется, населению бу­дет более понятно, чем занима­ются избранные им органы мес­тного самоуправления. И, самое главное, на уровень района или области перейдут те полномо­чия, которые раньше на местном уровне плохо исполнялись или вовсе не было возможности исполнять.

  Реформа может серьёз­ным   образом   затронуть   и порядок  формирования  ор­ганов   местного   самоуправ­ления. Например, депутаты Законодательного   Собрания будут    вправе    упразднить прямые выборы глав посе­лений, районов. Не является ли   такой   шаг   отходом   от принципов демократии?

—    Действительно,   сегодня федеральный закон предусмат­ривает несколько видов фор­мирования   органов   местного самоуправления. Действую­щий – когда везде проводятся прямые выборы как представи­тельных органов, т.е. депута­тов, так и глав районов и посе­лений. Есть варианты смешан­ные:   когда   глава   поселения выбирается из числа депута­тов,   а   глава   администрации района  назначается  конкурс­ной   комиссией.   Мы   сегодня больше склоняемся ко второму варианту, и это подтверждает­ся на многих встречах с насе­лением. Люди психологически устали от «бесконечных» или одновременных – в несколько уровней – выборов. А верти­каль власти должна быть выст­роена   последовательно.    На­пример? глава области должен иметь прямое влияние на гла­ву района, а тот — на главу по­селения. Как мы видим на при­мере   нашей   области,   сейчас это не всегда получается: гла­ва района может до двух лет демонстративно не работать, а отречь его от власти невозмож­но он «всенародно выбран­ный». И чтобы его от власти отодвинуть, необходимо прово­дить чуть ли не референдум.

Сегодня предложение раз­работчиков областного закона чтобы депутатский корпус (на уровне поселений и райо­нов) избирался всенародно по одномандатным округам. А вот по руководству района – ис­полнительной власти – мы всё-таки предлагаем, чтобы наши коллеги назначались, и назначались по конкурсу. А конкурсная комиссия будет состоять из двух частей: поло­вина – это депутатский корпус районов, а половина будет на­значаться губернатором. Та­ким образом, возникнет от­ветственность у руководителя района и от депутатов – пред­ставителей населения, кото­рое их избирает, и от испол­нительной власти субъекта федерации, которая вместе с районом должна решать воп­росы его развития. На уровне же поселений мы предлагаем оставить ту систему, что и была: депутаты избираются всенародно, и из их числа из­бирается глава, который ру­ководит конкретным поселе­нием.

Конечно, реформа местного самоуправления не должна за­кончиться только этим. Дальше, я думаю, нам всё равно необхо­димо будет в рамках реформы решать вопросы укрупнения наших поселений — как городс­ких, так и сельских. На сегод­няшний день укрупнения неко­торых поселений произошли, но остаются порядка двух де­сятков поселений, в которых есть органы власти, но финан­совых средств хватает только на выплату заработной платы сотрудникам администрации, и то не всегда. Это неправильно. Всё-таки система должна напи­тываться финансовыми сред­ствами в первую очередь за счёт налогов, которые есть в си­стеме, за счёт численности на­селения. И тогда мы сможем го­ворить о том, что местное само­управление действительно са­мостоятельно и может осуще­ствлять полномочия, которые на него возложены.

   Перед тем, как начать разрабатывать  законопроект о реформе местного самоуп­равления,  Вы,  конечно,  об­суждали вопрос со многими коллегами-депутатами,     ру­ководителями     администра­ций,  с  населением.  Можете сказать об их отношении к предстоящим изменениям?

—  Сколько людей – столько и мнений. Но абсолютное боль­шинство жителей области, с кем я встречался, говорят, что руко­водители органов исполнитель­ной власти должны назначать­ся. Хотя сегодня и правительстве области, и среди наших коллег из органов местного са­моуправления существует и противоположное мнение о том, что руководители исполнитель­ной власти должны обязательно избираться на прямых выбо­рах. Это тема обязательно воз­никнет при обсуждении проек­та закона. Если позиция боль­шинства будет – выборы на всех уровнях сохранить, то, ко­нечно, такой закон будет при­нят. Мы опубликовали законо­проект для общественного об­суждения, чтобы люди высказа­ли своё мнение обо всём этом в форме электронных писем на официальный сайт Законода­тельного Собрания области, в форме телефонных звонков. Вопрос этот неоднозначный, но он требует решения.

  А лично Вы как считае­те: насколько глубоко долж­на быть проведена реформа местного самоуправления у нас в области?

—   Я вижу такие основные моменты    данной    проблемы. Первое — это чёткое определение полномочий сельских и городских поселений. Что мы должны отдать на уровень рай­она и забрать на уровень субъекта федерации? Здесь две главные «болевые точки» – ЖКХ и развитие материальной базы учреждений культуры.

Передача «в район» полно­мочий по ЖКХ облегчит жизнь и управление в сельских посе­лениях. Между тем эти полно­мочия пока сохранятся в го­родских поселениях. Но, может быть, далее потребуется заб­рать все эти полномочия «на субъект», создавая какое-то большое государственное предприятие, которое будет за­ниматься оказанием услуг ЖКХ на территории области. По сфере культуры мы предвари­тельно договорились, что со­держание, развитие матери­ально-технической базы уч­реждений культуры уйдут от поселений на районный уро­вень. Поселения этого «не вы­тягивают».

Второе – как формировать власть на местах. Тут важно всё-таки договориться, сколько поселений (в смысле, админис­тративно-территориальных единиц) должно остаться на территории ЕАО. Я думаю, из тех трёх десятков, что мы име­ем, вполне можем выйти на уровень 16-18 поселений, ко­торые будут более крупными и более финансово обеспечен­ными, что позволит коллегам решать все вопросы в рамках полномочий органов местного самоуправления, которые им будут переданы в соответствии с законом.

Записал Виктор ТЕРЕЩЕНКО