Вчера состоялось внеочередное заседание парламента ЕАО. На нем депутаты в первом чтении рассмотрели проекта закона «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов»

Главный финансовый документ ЕАО на последующую трехлетку сегодня рассматривался в первом чтении. В соответствии с законодательством до этого по нему были проведены публичные слушания; часть вопросов, касающихся доходов и расходов, рассматривалась на  заседании согласительной комиссии. Кроме того, учитывая тот факт, что с 2016 года в основу формирования бюджета будет положен программный метод, уже сейчас каждая из принятых правительством ЕАО 24 целевых программ впервые обсуждалась на совместном заседании парламентских комитетов.

Все предложения, которые были сделаны в ходе этих процедур, поступят в виде поправок к проекту закона, когда бюджет будет рассматриваться во втором чтении. Пока же была принята концепция документа, то есть утверждены основные параметры бюджета, структура доходов в разрезе налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений, а также расходов по отраслям.

Таким образом, доходы на 2015 год утверждены в размере чуть более 8,5 млрд рублей, расходы составят около 9,3 миллиардов, дефицит определен в объеме 758, 4 млн рублей. В плановом периоде на 2016-2017 годы доходы обозначены в пределах 7,7 млрд рублей, расходы – 8,5 млрд рублей, а дефицит бюджета вырастет до 840 миллионов.

Основная доля расходов будет сосредоточена по трем направлениям: образование – 26; 25 и 26 % в 2015, 2016 и 2017 годах, социальная политика – 20,1; 20,2 и 20,5 % в 2015, 2016 и 2017 годах, здравоохранение –17,2; 16,8 и 17,2 % в 2015, 2016 и 2017 годах соответственно.

Против такого бюджета выступили депутаты от оппозиционных политических партий: коммунисты, представители ЛДПР и «Справедливой России». Их лидеры заявили, что не могут голосовать за бюджет, направленный на сокращение расходов, наращивание дефицита и госдолга. Единороссы эту позицию не поддержали.

Анатолий Тихомиров также заявил о том, что депутаты и исполнительная власть сейчас будут очень тесно работать с правительством России, доказывая коллегам из Москвы, что критерии, которые используют министры для формирования объемов финансовой помощи регионам, по отношению к Еврейской автономии занижены.  

Что касается проекта бюджета на 2016-2017 годы, то здесь ситуацию Анатолий Тихомиров назвал еще более сложной. Это связано с дальнейшим сокращением поступлений из федеральной казны. Если планируется в плановом периоде повысить собственные доходы на 700-800 миллионов рублей (рост связан с реализацией программы развития Дальнего Востока), то, к сожалению, Москва планирует снизить нам ассигнования на 1-1,2 млрд рублей.

При этом Анатолий Тихомиров подчеркнул, что несмотря на все сложности, ни на один вид социальной поддержки населения расходы не были уменьшены. Более того, Еврейская автономия стала одним из немногих регионов ДФО, кто, как бы ни было трудно, проиндексировал на 5,5 % все социальные выплаты на 2015 год. И это в то время, как многие субъекты РФ пошли на замораживание расходов на уровне 2014 года либо вообще на их снижение.

Депутаты Законодательного Собрания ЕАО в окончательной редакции приняли закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в ЕАО». Документом утвержден перечень вопросов местного значения для поселений и районов, а также упразднены прямые выборы глав муниципальных образований.

Как мы уже сообщали, законопроект в областной парламент внес губернатор Еврейской автономии. В течение нескольких месяцев предлагаемые нормы обсуждались с главами и депутатами муниципалитетов, населением. В октябре документ проходил процедуру так называемого нулевого чтения, когда был обнародован на сайте Законодательного Собрания, и любой житель автономии мог прислать по нему свои замечания и предложения. Кроме того, после изучения законопроекта на совместном заседании парламентских комитетов к нему была подготовлена таблица поправок.

В итоге вчера на внеочередном заседании областного парламента закон о реформе местного самоуправления был принят в окончательной редакции. Его нормы регулируют два очень важных направления в сфере осуществления местного самоуправления в ЕАО. Одно из них касается перераспределения вопросов местного значения между муниципалитетами районов, городских, сельских поселений и органами государственной власти автономии. Другой ряд статей определяет порядок формирования, полномочия и подотчетность органов МСУ.

Напомним, что эти нормы разрабатывались на основании принятых в июне текущего года изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тогда до минимума был сокращен перечень, закрепленных за сельскими поселениями полномочий. При этом регионам было предоставлено право самим определять способы избрания глав муниципальных образований и формирования всех представительных органов МСУ. Таким образом, каждый регион мог выбрать именно ту модель местного самоуправления, которая отвечала бы его особенностям.

Новый закон ЕАО в дополнение к тем вопросам местного значения, которые предусмотрены федеральным законом, устанавливает для сельских поселений 11 полномочий. В их числе – деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, организация библиотечного обслуживания населения, сохранение объектов культурного наследия и другие. На стадии обсуждения законопроекта эти полномочия предлагалось передать на уровень района, однако представители муниципалитетов заявили, что на местах их осуществлять удобнее и целесообразнее.

За муниципальными районами областной закон закрепляет 15 полномочий. Например, организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, транспортного обслуживания в границах поселений, утверждение генеральных планов населенных пунктов, обеспечение выполнения работ, необходимых для создания земельных участков и др. А вот вопросами создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб на территории поселений теперь будут заниматься не они сами и даже не районы, а органы государственной власти ЕАО. 

Что касается формирования органов власти на местах, то теперь главы городских и сельских поселений, а также областного центра будут избираться из состава депутатского корпуса соответствующего муниципального образования на срок его полномочий. Они же будут являться председателями представительных органов муниципалитетов. В сельском поселении его глава также возглавит и местную администрацию.

А вот руководить мэрией Биробиджана, местными администрации районов и городских поселений будут главы, нанятые по контракту, заключенному по результатам конкурса. На уровне городского округа и района в конкурсную комиссию на паритетных началах войдут депутаты и представители губернатора ЕАО. В городских поселениях эта комиссия будет состоять из депутатов, а также людей, назначенных главой районной администрации. Контракт с победителем конкурса будет заключаться на срок полномочий представительного округа, но не менее чем на два года.

Закон в этой редакции поддержали депутаты фракции «Единая Россия». Коммунисты, представители ЛДПР и справедливоросс проголосовали против.

Закон начнет действовать через десять дней с даты его официального опубликования, за исключением норм о перераспределении полномочий. Они вступят в силу с 1 января 2015 года. Что касается выборов главы района и городского округа, то новый порядок будет применяться после того, как истекут сроки полномочий нынешних руководителей.

Помимо этого, депутаты фракции «Единая Россия» не согласились с предложением правительства ЕАО заморозить на следующий год дорожную карту по повышению зарплат культработникам. На согласительной комиссии единороссы донесли свою позицию до исполнительной власти, и было принято решение все же выделить средства и повысить зарплату специалистам отрасли культуры сверх того планового повышения на 5,5 %, которое запланировано для всех работников бюджетной сферы. Сегодня на Собрании депутаты проголосовали за это решение.