Депутаты Законодательного Собрания ЕАО в окончательной редакции приняли закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в ЕАО». Документом утвержден перечень вопросов местного значения для поселений и районов, а также упразднены прямые выборы глав муниципальных образований

Принят закон о реформе местного самоуправления

Как мы уже сообщали, законопроект в областной парламент внес губернатор Еврейской автономии. В течение нескольких месяцев предлагаемые нормы обсуждались с главами и депутатами муниципалитетов, населением. В октябре документ проходил процедуру так называемого нулевого чтения, когда был обнародован на сайте Законодательного Собрания, и любой житель автономии мог прислать по нему свои замечания и предложения. Кроме того, после изучения законопроекта на совместном заседании парламентских комитетов к нему была подготовлена таблица поправок.

В итоге вчера на внеочередном заседании областного парламента закон о реформе местного самоуправления был принят в окончательной редакции. Его нормы регулируют два очень важных направления в сфере осуществления местного самоуправления в ЕАО. Одно из них касается перераспределения вопросов местного значения между муниципалитетами районов, городских, сельских поселений и органами государственной власти автономии. Другой ряд статей определяет порядок формирования, полномочия и подотчетность органов МСУ.

Напомним, что эти нормы разрабатывались на основании принятых в июне текущего года изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тогда до минимума был сокращен перечень, закрепленных за сельскими поселениями полномочий. При этом регионам было предоставлено право самим определять способы избрания глав муниципальных образований и формирования всех представительных органов МСУ. Таким образом, каждый регион мог выбрать именно ту модель местного самоуправления, которая отвечала бы его особенностям.

Новый закон ЕАО в дополнение к тем вопросам местного значения, которые предусмотрены федеральным законом, устанавливает для сельских поселений лишь 11 полномочий. В их числе – деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, организация библиотечного обслуживания населения, сохранение объектов культурного наследия и другие. На стадии обсуждения законопроекта эти полномочия предлагалось передать на уровень района, однако представители муниципалитетов заявили, что на местах их осуществлять удобнее и целесообразнее.

За муниципальными районами областной закон закрепляет 15 полномочий. Например, организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, транспортного обслуживания в границах поселений, утверждение генеральных планов населенных пунктов, обеспечение выполнения работ, необходимых для создания земельных участков и др. А вот вопросами создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб на территории поселений теперь будут заниматься не они сами и даже не районы, а органы государственной власти ЕАО. 

Что касается формирования органов власти на местах, то теперь главы городских и сельских поселений, а также областного центра будут избираться из состава депутатского корпуса соответствующего муниципального образования на срок его полномочий. Они же станут председателями представительных органов муниципалитетов. В сельском поселении его глава также возглавит и местную администрацию.

А вот руководить мэрией Биробиджана, местными администрации районов и городских поселений будут главы, нанятые по контракту, заключенному по результатам конкурса. На уровне городского округа и района в конкурсную комиссию на паритетных началах войдут депутаты и представители губернатора ЕАО. В городских поселениях эту комиссию сформируют из депутатов, а также людей, назначенных главой районной администрации. Контракт с победителем конкурса будет заключаться на срок полномочий представительного органа, но не менее чем на два года.

Закон в этой редакции поддержали депутаты фракции «Единая Россия». Коммунисты, представители ЛДПР и справедливоросс проголосовали против.

— Отрицательная позиция коллег из оппозиционных партий нам непонятна, — прокомментировал событие спикер областного парламента Анатолий Тихомиров. – Большинство жителей области устали от того, что главы районов, поселений городского округа больше занимаются не хозяйственной деятельностью, а политикой. А она все-таки в большей мере является уделом депутатов. Поэтому мы предложили глав местных администраций назначать, чтобы они решали те задачи, которые непосредственно ставят перед ними жители населенных пунктов. Такой подход позволит повысить эффективность муниципального управления. 

Анатолий Тихомиров также подчеркнул, что выборы депутатов в районные Собрания и городскую Думу будут проходить по смешанной системе, когда одна часть кандидатов выдвигается по одномандатным округам, а другая – по партийным спискам.

— Мы первыми в России предложили ввести смешанную систему голосования на уровне районов, — заявил спикер Собрания. – Это позволит нескольким политическим партиям (я думаю, их будет не меньше пяти) иметь более широкое представительство в депутатском корпусе. В свою очередь, они смогут выступать от имени  большего круга людей, различных социальных групп, защищать интересы всех слоев населения. 

Закон начнет действовать через десять дней с даты его официального опубликования, за исключением норм о перераспределении полномочий. Они вступят в силу с 1 января 2015 года. Что касается выборов главы района и городского округа, то новый порядок будет применяться после того, как истекут сроки полномочий нынешних руководителей.