Сегодня Законодательное Собрание ЕАО провело публичные слушания по проекту закона ЕАО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Напомним, что в конце октября 2014 года правительство ЕАО внесло в парламент Еврейской автономии проект областного бюджета на следующий год и плановый двухлетний период. Сегодня в соответствии с федеральными и областными нормативными актами Законодательное Собрание провело по проекту главного финансового документа ЕАО публичные слушания.

В них приняли участие члены согласительной комиссии и правительства области, руководители государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, Контрольно-счетной палаты автономии, Управления федеральной налоговой службы по ЕАО, лидеры региональных отделений политических партий, в том числе и непарламентских, преподаватели  и студенты Приамурского государственного университета, представители общественных организаций, жители области.

Перед тем как были обнародованы основные параметры предлагаемого бюджета, слово было предоставлено начальнику областного управления экономики Галине Соколовой, которая познакомила присутствующих с прогнозом социально-экономического развития в ЕАО на 2015 год и плановый период 2016  и 2017 годов. Это один из важнейших документов, в соответствии с которым разрабатывается бюджет последующей трехлетки. Затем с докладом непосредственно  по проекту бюджета выступила первый заместитель начальника финансового управления Елена Бородавко.

Она назвала следующие основные предлагаемые параметры бюджета 2015 года:  доходы – чуть более 8,5 млрд рублей, расходы – около 9,3 миллиардов, дефицит –758, 4 млн рублей. Далее Елена Бородавко сообщила, что в плановом периоде на 2016-2017 годы доходы запланированы в пределах 7,7 млрд рублей, расходы — 8,5 млрд рублей, а дефицит бюджета вырастет до 840 миллионов в последующие два года. Документ учитывает и тот факт, что с 2016 года в основу формирования бюджета будет положен программный метод. На 2015 год правительство ЕАО уже планирует принять 24 областные целевые программы вместо 20-ти, которые действуют в 2014 году.

Что касается расходной части бюджета следующего года, то в ней учтено повышение с 1 января 2015 года заработной платы работникам областных государственных учреждений на 5,5 %. Значительную долю – свыше 1,2 млрд рублей – составят расходы на обеспечение мер социальной поддержки населения. Причем, около 47 млн потребуется на исполнение вновь принятых обязательств. В целом же на реализацию социальной политики планируется израсходовать более 1,8 млрд рублей.

Кроме того, в проекте бюджета учтены указы президента и принятые в рамках их исполнения в 2014 году нормативные акты области, направленные на оказание поддержки отдельным категориям граждан. Общая сумма новых расходных обязательств по ним составляет 216,4 млн рублей.

По-прежнему лидером по расходам является общее образование. На следующий год на него отпускается около 2,3 млрд рублей. В плановом периоде суммы несколько ниже – в пределах 2 миллиардов ежегодно. Здравоохранение в 2015 году должно забрать на себя свыше 1,7 млрд рублей, в 2016-2017 годах – по 1,5 миллиарда. Вместе с тем следует учесть, что основное финансирование здравоохранения проходит через территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, и по нему расходы увеличиваются год от года. Если в этом году ФОМС получил 1,9 млрд рублей, то на следующий год предлагается израсходовать около 2,2 миллиарда. А в плановом периоде планируется выделить 2,3 млрд (2016 год) и уже 2,6 млрд в 2017 году.

В случае утверждения предложенной структуры расходов в окончательной редакции, на организацию деятельности в сфере культуры и искусства в 2015 году уйдет 125,3 млн рублей. Из них на реализацию подпрограммы «Развитие культуры и искусства в ЕАО» – около 12,7 миллиона. На спорт в 2015 году выделяется чуть более 26 млн рублей. Немалые затраты ожидаются по блоку ЖКХ, строительства и дорожной деятельности. Так, для исполнения расходных обязательств в следующем году управлению автомобильных дорог и транспорта предлагается направить 770,6 млн рублей, в 2016-м – 715,7 миллиона и 2017-м году — 631,7 млн рублей. Однако за счет средств федерального бюджета в рамках целевых программ в 2015 году ожидается поступление почти 359 млн рублей, около 218 млн – 2016-м и 161,2 млн –2017-м годах.

В управление архитектуры и строительства в 2015 году должно поступить 157,2 млн рублей. В плановом периоде расходы этого главного распорядителя средств предлагается серьезно сократить. В то же время предусмотрено увеличение ассигнований на жилищно-коммунальное хозяйство: в следующем году до 474,2 млн рублей, в 2016 году – до 516 миллионов и в 2017-м еще на 10 миллионов рублей.

На реализацию государственной программы ЕАО «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия» в 2015 и 2016 годах предусмотрено по 46,5 млн рублей, в 2017 году – 43,5 миллиона. Кроме того, управлению сельского хозяйства будут перечислены федеральные средства в размере около 30,2 млн рублей в 2015 году, 31,5 млн – в 2016 году и почти 45 миллионов – в 2017 году.

Финансовую помощь муниципалитетам предлагается оказать в объеме 654,5 млн рублей. В целом же в структуре расходов экономика «забирает» на себя 374,1 млн рублей.

По завершении выступлений докладчиков Галина Соколова и Елена Бородавко ответили на вопросы участников публичных слушаний. В частности, по поводу того, почему прогнозируется снижение доходной части бюджета, замначальника финансового управления пояснила, что это произойдет за счет уменьшения безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В то же время будет наблюдаться рост собственных налоговых и неналоговых доходов. Однако не в той динамике, которая необходима для формирования бездефицитного бюджета.

Обратили внимание участники слушаний и на тот факт, что в плановом периоде финансисты называют цифры роста производства в ЕАО на порядок выше того, который прогнозируется в среднем по России: 4,9 % к 1,0-1,5 %. Галина Соколова пояснила, что при расчетах специалисты исходили из той приоритетной по отношению к ДФО экономической политике, которую сейчас ведет государство, в том числе по созданию на Дальнем Востоке территорий опережающего развития.  Кроме того, при прогнозе учитывался планируемый запуск трех крупнейших предприятий по добыче полезных ископаемых: Кимкано-Сутарского ГОКа, рудника «Поперечный» по добыче и обогащению железомарганцевых руд – в Облученском районе, и Союзного месторождения графита – в Октябрьском районе.

Лидер «Справедливой России» в ЕАО Владимир Дудин обратился к правительству области с просьбой назвать конкретные меры, которые оно намерено принять, чтобы снизить объем госдолга автономии, а депутаты-коммунисты задали аналогичный вопрос по дефициту бюджета. Также представители КПРФ попросили сделать подробное обоснование расчетов по формированию доходной части бюджета за счет налоговых поступлений, так как данные правительства и налоговой службы заметно разнятся. Ответы на эти вопросы должны быть подготовлены к рассмотрению проекта бюджета в первом чтении.

Представителей профсоюзов ЕАО волновало снижение расходов на культуру в целом и, в частности, выполнение дорожной карты по повышению заработной платы культработникам, согласно которой к 2017 году она должна быть не ниже средней по экономике региона. Елена Бородавко ответила, что, учитывая сложную финансовую ситуацию в стране, сроки реализации этой карты смещены на один год вперед. Тем не менее, этот и некоторые другие вопросы, которые прозвучали в ходе публичных слушаний, будут рассмотрены на заседании согласительной комиссии.

Подвел итоги председательствующий на публичных слушаниях спикер областного парламента Анатолий Тихомиров. При этом он подчеркнул, что людям нужно внимательно относиться к представленным показателям и воспринимать их в контексте консолидированного бюджета ЕАО.

— Сейчас мы заслушали параметры только областного бюджета, в нем не учитываются средства фондов, а также те федеральные деньги, которые поступят в казну ЕАО в течение года за рамками уже определенной суммы безвозмездных поступлений, — сказал председатель Собрания. – Поэтому, если смотреть на расходы здравоохранения только по областному бюджету, без учета денег ФОМСа, может показаться, что мы уменьшаем их. На самом же деле к 2017 году они увеличатся на 37 %. То же самое можно сказать и о социальной политике. Если проанализировать бюджет 2014 года и проект на 2015-й, то увидим, что в этом году сумма на эти цели больше.  Однако не нужно забывать, что мы получили больше 400 млн дополнительных средств из федерального бюджета по этой статье. Таким образом, в представленном проекте ни на одну копейку не снижены расходы на исполнение публичных обязательств, содержание учреждений, другие расходы, связанные с оказанием социальной поддержки населению. Напротив, каждый год мы принимаем на себя новые обязательства. А что касается собственных доходов, то ежегодно они увеличиваются на 500-600 млн рублей.

Уже через несколько дней, 14 ноября, отдельные вопросы по проекту областного бюджета обсудит согласительная комиссия, куда на паритетных началах входят депутаты парламента автономии и члены правительства ЕАО вместе с руководителем Контрольно-счетной палаты.  А уже 17 ноября главный финансовый документ будет рассмотрен в первом чтении. Второе чтение запланировано на 28 ноября, а в окончательной редакции бюджет ЕАО на следующий год и плановый двухлетний период должен быть принят 3 декабря 2014 года.

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации