В правительстве ЕАО прошли публичные слушания по проекту типовых требований к одежде школьников. Участие в них приняли и депутаты областного парламента

В. Тарасенко: Каждая школа должна иметь свое лицо

Напомним, что в прошлом месяце на очередном заседании областного парламента в закон «Об образовании в ЕАО» было внесено дополнение, которое наделило правительство автономии еще одним полномочием в сфере образования: устанавливать типовые требования к одежде обучающихся общеобразовательных организаций. Так как тема «школьной формы» давно активно обсуждается в обществе, было решено вынести ее на публичные  слушания, которые сегодня и были проведены в правительстве ЕАО.

В них приняли участие руководители органов исполнительной власти, Уполномоченный по правам ребенка Ольга Зайцева, заместитель председателя Законодательного Собрания ЕАО Елена Самойленко и председатель парламентского комитета по социально-экономической политике Вера Тарасенко, депутаты городской Думы, руководители школ, представители родительской общественности. С содержанием предлагаемых типовых требований всех участников слушаний познакомила председатель комитета образования ЕАО Татьяна Пчёлкина.

Из них следует, что документом правительства будут установлены лишь общие требования к одежде, а ее общий вид, цвет, фасон должны будут определить органы общественного управления (совет школы, родительский комитет, родительское собрание и т.п.). Затем образовательной организации необходимо будет утвердить эти требования, равно как и обязательность их соблюдения.

В случае принятия предлагаемых требований, школы смогут устанавливать их к повседневной, парадной и спортивной одежде. Повседневные и парадные комплекты должны будут отвечать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Также одежда должна быть гигиеничной, соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температуре воздуха в помещении. Кроме того, не разрешается устанавливать определенную торговую марку одежды, обязанность приобретать одежду у конкретного производителя.

В проекте типовых требований также сказано, что ученикам не рекомендуется носить одежду и аксессуары с травмирующей фурнитурой, атрибуты одежды, закрывающие лицо, а также с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений или пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение. Этот пункт, кстати, вызвал больше всего споров среди присутствующих.

Многие из них предложили записать эту норму не как рекомендательную, а как носящую обязательный характер. В итоге был найден компромисс: будет рассмотрен вариант, при котором часть о травмирующей фурнитуре и закрытии лица появится в рекомендациях, а все остальное попадет под запрет.  

В целом же участники публичных слушаний согласились с предлагаемыми требованиями. Прозвучавшие предложения больше носили уточняющий характер или формально-юридический.

— Безусловно, такие требования нужны. Я полностью за то, чтобы дети ходили в школу в деловой одежде, — комментирует событие Вера Тарасенко. – Заметьте, что в требованиях нигде не сказано «школьная форма». Речь идет именно об одежде, и это дает определенную свободу маневра образовательным учреждениям. Это абсолютно правильно. Но я не сторонница того, чтобы внутри каждой школы разрабатывались требования к каждому классу (есть у нас и такие). На мой взгляд, этот разнобой устраивать не следует, но одна школа должна отличаться от другой, то есть иметь свое лицо.

— Но определиться с видом, цветом и фасоном одежды проще, чем убедить детей и родителей следовать принятым требованиям, — продолжает депутат. – В отдельных случаях это действительно может стать проблемой. Дело в том, что хотя в документе школы и будет написано, что школьную одежду установленного вида носить обязательно, ответственность за несоблюдение этого требования не появится. Мы просто не имеем права ее устанавливать. Между тем я уверена, что к родителям, которые не заботятся о внешнем виде своих детей, игнорируют общепринятые нормы, требования локальных актов школы, должны применяться хоть какие-то меры воздействия. Тем не менее школам придется исходить из реальных условий. Фактически это означает, что они должны будут вести большую разъяснительную работу с родителями, убеждая их приобретать необходимые комплекты и следить за тем, чтобы дети их носили.