За второй квартал 2015 года правовым управлением аппарата Законодательного Собрания области проведена антикоррупционная экспертиза 42 законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание области. При этом во втором квартале 2015 года Законодательным Собранием области принято 49 нормативных правовых актов.

В 8 законопроектах выявлено 18 коррупциогенных факторов.

В законопроекте «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к закону ЕАО «Об определении нормативов финансирования дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Еврейской автономной области, на получение детьми дошкольного образования», внесенном временно исполняющим обязанности губернатора области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в нарушении основных принципов федерального законодательства в части установления обратной силы для норм, ухудшающих положение субъектов правоотношений. Разработчикам предложено изменить срок вступления в силу законопроекта.

Аналогичный коррупциогенный фактор выявлен в проекте закона области «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к закону ЕАО «Об определении нормативов финансирования на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Еврейской автономной области», внесенном временно исполняющим обязанности губернатора области. Разработчикам предложено изменить срок вступления в силу законопроекта.

В проекте закона области «Об установлении случая предоставления религиозной организации в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», внесенном временно исполняющим обязанности губернатора области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в неопределенности условий и оснований принятия решения органом власти (его должностным лицом). В тексте законопроекта не определен орган, принимающий решение о предоставлении прав на земельный участок, а также отсутствуют основания принятия решения об использовании продукции исключительно для собственного потребления. Законопроект отклонен депутатами Законодательного Собрания области.

В проекте закона области «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Еврейской автономной области», внесенном временно исполняющим обязанности губернатора области, выявлены коррупциогенные факторы, заключающиеся в следующем:

1) в наличии неопределенных, трудновыполнимых требований к организациям (гражданам);

2) в отсутствии или неопределенности условий и оснований принятия решений органом власти (его должностным лицом);

3) в возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для отдельных граждан (организаций);

4) в отсутствии порядка совершения органами власти (должностными лицами) определенных действий либо элементов такого порядка;

5) в отсутствие четкой регламентации прав граждан (организаций).

Указанные факторы проявляются в том, что предложенные в проекте закона критерии не имеют конкретного выражения в показателях или значениях, отсутствует порядок их применения либо определения.

Коррупциогенные факторы исключены в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

В проекте закона области «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Еврейской автономной области», внесенном временно исполняющим обязанности губернатора области, выявлены коррупциогенные факторы, заключающиеся в следующем:

1) в установлении различного объема прав для субъектов правоотношений. А именно – для различных субъектов муниципального земельного контроля, в отношении которых планируется проводить проверки;

2) в неопределенности административных процедур. Проект содержит положение, согласно которому должностные лица органов местного самоуправления осуществляют контроль в отношении органов местного самоуправления на основании информации, поступившей в орган местного самоуправления от органа местного самоуправления;

3) в отсутствии порядка принятия решений органом (его должностным лицом). В проекте отсутствуют положения об обязанностях должностных лиц при проведении проверки.

Коррупциогенные факторы исключены в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

В проекте закона области «О категориях работников организаций отдельных отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условиях предоставления служебных наделов», внесенном временно исполняющим обязанности губернатора области, выявлены следующие коррупциогенные факторы:

1) установление неопределенных требований гражданам и организациям:

а) часть 1 статьи 3 проекта содержит ссылку на неопределенные иные обязательства работников;

б) часть 3 статьи 3 проекта не содержит условий получения надела для сенокошения – дополнительно или взамен участка, предоставляемого на общих условиях;

2) юридико-лингвистическая неопределенность. В проекте использованы отдельные понятия без их определения или отсылки к норме федерального законодательства, устанавливающей их значения.

Коррупциогенные факторы исключены в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

В проекте закона области «О порядке определения цены продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов», внесенном временно исполняющим обязанности губернатора области, выявлено 3 коррупциогенных фактора, заключающихся в установлении неопределенных требований к гражданам и организациям:

1) проект содержит случаи продажи участков без торгов, отличные от предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в то время как полномочие устанавливать эти случаи относится к федеральному законодательству;

2) установленная в проекте цена продажи участка собственнику здания, строения, сооружения отличается от цены продажи арендованного участка собственнику здания, строения, сооружения, установленной другим законом области;

3) в тексте проекта не установлены субъекты правоотношений.

Коррупциогенные факторы исключены в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

В проекте закона области «О внесении изменений в закон ЕАО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», внесенном депутатом Законодательного Собрания области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в неопределенности положения о вступлении в силу проекта в качестве закона области. Коррупциогенный фактор будет исключен в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

Отсутствие коррупциогенных факторов в ряде других законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание Еврейской автономной области во втором квартале 2015 года, связано с исключением коррупциогенных факторов в процессе разработки проектов законов в результате взаимодействия с разработчиками данных проектов.