В праздничных мероприятиях, посвященных вековому юбилею этого грандиозного сооружения, «Амурскому чуду», приняли участие губернатор ЕАО А. Левинталь и председатель областного парламента Л. Павлова

Железнодорожному мосту через Амур исполнилось сто лет

Основные торжества проходили на ст. Амур. Специальный электропоезд привез сюда, на территорию музея истории Амурского моста, около трехсот человек, в том числе ветеранов-железнодорожников и других жителей Хабаровского края и Еврейской автономной области, приглашенных на праздник. Здесь гости смогли окунуться  в атмосферу 1916 года, которую постарались воссоздать организаторы и режиссеры театрализованного представления. Также прибывшим пассажирам показали выставки и отдельные экспонаты, свидетельствующие об одной из самых великих строек прошлого столетия.

Затем все участники собрались на митинг, посвященный столетию со дня начала эксплуатации моста через Амур. На него прибыли и почетные гости: губернатор Еврейской автономии Александр Левинталь, председатель Законодательного Собрания ЕАО Любовь Павлова и руководитель фракции «Единая Россия» в парламенте ЕАО Вера Тарасенко, руководители органов государственной власти Хабаровского края, а также представители Дальневосточной железной дороги и ветераны отрасли.

В ознаменование векового юбилея Амурского моста на сохраненном мостовом пролете образца 1916 года состоялась церемония открытия мемориальной доски, изготовленной взамен утраченной оригинальной. Право снять с нее символическое  покрывало было предоставлено Александру Левинталю и начальнику ДВЖД Николаю Маклыгину.

Напомним, что в 1916 году сразу после богослужения на только что открытом для движения Амурском мосту была совершена церемония прибития к одной из ферм металлической доски с надписью следующего содержания: «Мост наследника цесаревича Алексея Николаевича через реку Амур сооружен в царствование его Императорского величества Государя Николая II в лето от Рождества Христова 1913-1916 гг.». В годы революции и Гражданской войны эта памятная доска, к сожалению, была утеряна.

Завершился митинг проходом по мосту празднично украшенного паровоза.

— Ровно сто лет назад произошло великое событие – воедино были связаны европейская часть России и ее дальневосточные окраины. Тем самым была поставлена финальная точка в стройке века – Транссибирской магистрали. Государство, обеспечившее беспрепятственное сообщение со всеми своими даже самыми отдаленными территориями, фактически получило неограниченные возможности для дальнейшего социально-экономического развития Дальнего Востока, важную роль в судьбе России мост сыграл и с военно-политической точки зрения, — прокомментировала событие Любовь Павлова. – Это чудо, «Алексеевский мост», воздвигли наши прадеды, и мы гордимся тем, что являемся потомками этих гениальных, самоотверженных, бесконечно преданных своей стране людей. Это уникальная страница в трудовой летописи Отечества, и наши дети, внуки должны ее хорошо знать, чтобы точно так же гордиться своей Родиной, ее великими людьми и славными делами. 

Кстати

Первые изыскания по строительству Амурского моста были проведены в 1895 году, однако прокладка Китайско-Восточной железной дороги эти планы отодвинуло на десятилетие. Повторные работы начались только в 1906 году. Одним из самых активных деятелей, убеждавших власти в необходимости мостового перехода через Амур, был Приамурский губернатор Н.Л. Гондатти. В последующие семь лет ведущими инженерами страны разрабатывались проекты моста и тоннеля под Амуром. Их было множество, но самым подходящим признали проект профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова, то есть тот, который был «привязан» к северной окраине Хабаровска.

На объекте трудились тысячи человек. Работы велись круглосуточно с августа 2013 по октябрь 2016 годов. За это время было израсходовано 17800 тонн металла, длина конструкции составила 2600 метров, высота – 64 метра.

До начала 1990-х годов пропускная способность моста соответствовала потребностям экономики. Однако с электрификацией Транссиба грузопоток резко возрос. Потребовалась реконструкция сооружения, а точнее, новый мост с двухуровневым движением – по железнодорожному полотну  и автомобильной трассе. В 1998 году железнодорожная часть была сдана в эксплуатацию, а через год открылось и автомобильное движение.