Парламент ЕАО в окончательной редакции принял изменения в закон об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестпроекты при передаче под них в аренду земли без проведения торгов

Изменены критерии соответствия объектов при выделении земли без торгов

Речь идет о землях, принадлежащих Еврейской автономии, муниципалитетам, и землях, госсобственность на которые не разграничена. По общему правилу при передаче их в аренду необходимо провести торги на право заключить договор с собственником земли. Однако Земельный кодекс предусматривает ряд случаев, когда можно обойтись без торгов. Один из них – предоставление земельных участков для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов. Но не для всех подряд объектов и проектов, а только тех, которые будут соответствовать критериям, установленным законами субъектов РФ.

— В прошлом году соответствующий закон был принят. Однако жизнь не стоит на месте – меняются экономические условия, меняется федеральное и региональное законодательство, и губернатор ЕАО внес законопроект, которым предлагалось пересмотреть действующие критерии, — комментирует документ председатель парламентского комитета по аграрной политике и вопросам природопользования Андрей Голубь. – Работа над законопроектом шла достаточно долго, в ней принимали участие и представители местных властей, и члены правительства, и специалисты нескольких смежных сфер. Дискуссии были острые, то есть мы увидели, что закон действительно актуален, и люди ждут, что он будет реально работать. В итоге на очередном заседании Законодательного Собрания документ был принят с учетом большой таблицы поправок, которая, кстати, тоже не раз пересматривалась.

Таким образом, в редакции, которая начнет действовать сразу после опубликования, уходит критерий соответствия вышеназванных объектов и проектов государственным программам социально-экономического развития РФ или ЕАО. Он заменен на критерий соответствия приоритетным направлениям Стратегии развития области. Кроме того, из  критериев соответствия инвестиционных проектов, исключаются те, которые касаются количества рабочих мест и строительства индивидуальных жилых домов для граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, многоквартирных домов – для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда.

— В эпоху высоких технологий количество рабочих мест не тот показатель, который объективно характеризирует состояние экономики. На предприятии могут работать пять-десять человек, а приносить оно будет доход, в несколько раз превышающий тот, который на соседнем предприятии, где трудятся сто человек, — комментирует Андрей Голубь. – А что касается жилья для пострадавших в результате ЧС и людей, проживающих в аварийном фонде, то здесь мнения были различны, но депутаты согласились с точкой зрения, что для этих целей существуют другие программы и механизмы. В итоге в качестве критериев масштабности инвестпроектов были выделены следующие: обеспечение положительного экономического, бюджетного и социального эффектов, объем капитальных вложений не менее ста миллионов рублей, согласование с муниципалитетом, на территории которого планируется реализация проекта.

Согласование с органами местного самоуправления в установленном правительством области порядке – это принципиально новая норма. Оно должно проводиться в части возможного влияния инвестиционного проекта на социально-экономическое развитие муниципального образования и возможного негативного воздействия проекта на окружающую среду. На согласование дается 30 дней. За этот срок муниципалитет должен представить свое заключение. Если же такового не поступит, проект считается согласованным.