За четвертый квартал 2016 года правовым управлением аппарата Законодательного Собрания области проведена антикоррупционная экспертиза 55 законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание области. При этом в четвертом квартале 2016 года Законодательным Собранием области принято 68 законов области.

В 11 законопроектах выявлено 14 коррупциогенных факторов.

В законопроекте «О внесении изменений в статью 12 закона ЕАО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в превышении пределов полномочий. Фактор выражается в наличии в проекте закона регулирования, превышающего полномочия субъекта Российской Федерации. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы над проектом закона.

В законопроекте «О внесении изменений в закон ЕАО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), находящихся на территории Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в наличии дублирующих полномочий органов государственной власти. Фактор выражается в наделении проектом закона правительства области полномочиями по обеспечению условий доступности инвалидов объектов культурного наследия, в то время как законодательство области закрепило указанное полномочие за уполномоченным органом исполнительной власти области. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы над проектом закона.  

В двух проектах законов области выявлены аналогичные коррупциогенные факторы в ходе регулирования аналогичных правоотношений. В проектах законов области «О внесении изменений в статью 7 закона ЕАО «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Еврейской автономной области» и «О внесении изменений в закон ЕАО «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Еврейской автономной области», внесенных губернатором области, выявлена неопределенность требований, предъявляемых к гражданам в целях принятия решения уполномоченным органом. Коррупциогенные факторы исключены в ходе дальнейшей работы над проектами законов. 

В законопроекте «О внесении изменений в статью 1 закона ЕАО «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей», внесенном губернатором области, обнаружены два коррупциогенных фактора, заключающихся в отсутствии или неопределенности условий и оснований принятия решений. Факторы выражаются в неоднозначных условиях предоставления мер поддержки, а также в возможности неоднозначного толкования перечня документов, предоставление гражданами которых требуется для получения указанных мер. Коррупциогенные факторы исключены в ходе дальнейшей работы над проектом закона.

В законопроекте «О внесении изменений в закон ЕАО «О предоставлении льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении», внесенном губернатором области, обнаружен коррупциогенный фактор, также заключающийся в неоднозначных условиях предоставления меры поддержки. Разработчикам предложено уточнить норму, касающуюся семьи обучающегося (поскольку в период обучения он может проживать самостоятельно, с родителями или иметь свою семью) в целях указания, доход каких членов семьи будет учитываться при определении права обучающегося на проезд. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы над проектом закона.

В законопроекте «О внесении изменений в закон ЕАО «Об управлении государственной собственностью Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, обнаружен коррупциогенный фактор, заключающийся в отсутствии порядка совершения органами государственной власти определенных административных действий. Фактор выражается в отсутствии в проекте закона порядка платы за объекты государственной собственности, в размере, рассчитанном в соответствии с предлагаемой методикой. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы над проектом закона.

В законопроекте «О внесении изменения в статью 1 закона ЕАО «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, обнаружен коррупциогенный фактор, заключающийся в наличие отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти, принявшего первоначальный акт. Фактор выражается в отсутствии в проекте указания на конкретные меры государственной поддержки, регламентация которых передана уполномоченному органу. Коррупциогенный фактор был исключен при доработке законопроекта к процедуре второго чтения.

В законопроекте «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Еврейской автономной области отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок», внесенном губернатором области, обнаружены два коррупциогенных фактора, заключающихся в неопределенности условий и порядка осуществления административных действий органами местного самоуправления. В первом случае в проекте закона не согласуются нормы об органах местного самоуправления, уполномоченных на осуществление отдельных государственных полномочий, а во втором — не согласуются нормы, регламентирующие непосредственно содержание передаваемых государственных полномочий. Коррупциогенный фактор был исключен при доработке законопроекта его разработчиками.

В законопроекте «Об установлении налоговой ставки для отдельных видов предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению», внесенном губернатором области, также обнаружены два коррупциогенных фактора. Один фактор заключается в неопределенности оснований принятия решений и выражается в том, что в статье 1 проекта для патентной системы не предусмотрено ограничение численности работников, в статье 2 предусмотрено. Второй фактор заключается в использовании неопределенных понятий, таких как «впервые зарегистрированные». Коррупциогенный фактор исключен из проекта закона при дальнейшей работе над ним.

При проведении юридической экспертизы законопроекта «О внесении изменений в закон ЕАО «О порядке предоставления и пользования на территории Еврейской автономной области участками недр местного значения», внесенного губернатором области, проведена антикоррупционная экспертиза закона области в редакции проекта и в нем обнаружен коррупциогенный фактор, заключающийся в установлении неясных требований для граждан. Фактор выражается в том, что порядок осуществления собственниками земельных участков использования общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод (в установленных законодательством случаях) предусматривает необходимость уведомления с момента начала работ, не учитывая деятельность собственников земельных участков, начатую до вступления данного порядка в силу. Разработчики проинформированы о необходимости исключения коррупциогенного фактора. С целью его исключения из закона области ими будет внесен соответствующий проект закона.

Отсутствие коррупциогенных факторов в ряде других законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание Еврейской автономной области в четвертом квартале 2016 года, связано с исключением коррупциогенных факторов в процессе разработки проектов законов в результате взаимодействия с разработчиками данных проектов.