Сегодня в парламенте автономии состоялись публичные слушания по проекту закона об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Главный финансовый документ ЕАО предлагается принять с профицитом. При этом существенно урезав доходную и расходную части, но, не уменьшая расходов в социальной сфере.

Как обычно, участвовать в публичных слушаниях по бюджету автономии на предстоящую трехлетку мог любой житель области. Среди тех, кто ежегодно присутствует на слушаниях, что называется, по долгу службы, были депутаты Законодательного Собрания, члены правительства области, руководители государственных органов, органов местного самоуправления. Также традиционно были приглашены лидеры партий, не представленных в областном парламенте, представители профсоюзов, активисты других общественных организаций, журналисты.

Слушания начались с доклада первого заместителя начальника областного управления экономики Максима Кауфмана, который ознакомил присутствующих с итогами социально-экономического развития в ЕАО в 2016 году и прогнозом на предстоящую трехлетку. Затем непосредственно с кратким обзором проекта бюджета на следующий год и двухлетний плановый период выступила начальник финансового управления Елена Бородавко. Она назвала основные параметры документа.

Так, на 2017 год доходы планируются в объеме 8 млрд 31 млн рублей, расходы – 7 млрд 756 млн рублей. Профицит должен составить 275 млн рублей. По сравнению с 2016 годом, доходы уменьшаются на миллиард, расходы – почти на два миллиарда рублей.

Если говорить о плановом периоде, то согласно предложенной редакции в последующие два года параметры бюджета не будут существенным образом отличаться от показателей 2017 года. Колебания составят 300-500 миллионов нарастающим итогом, за исключением расходов в 2018 году, которые сократятся еще примерно на 150 млн рублей. Самый большой профицит тоже планируется в 2018 году – почти 770 миллионов рублей.

Что касается проекта расходной части бюджета следующего года, то в ней значительную долю – свыше 1,3 млрд рублей – должны составить расходы на социальную поддержку населения. В 2018 году сумма планируется к уменьшению до 1,2 миллиарда, а в 2019 правительство предлагает «подняться» до уровня 1,4 млрд. Львиная доля этих средств закладывается в областной бюджет, а 295 миллионов в 2017 году и по 289 миллионов в плановом периоде ЕАО ожидает от федерального центра. Кроме вышеназванных сумм, в 2017 и 2018 годах предусмотрены расходы на реализацию самостоятельной программы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, детям-сиротам и опекаемым детям. Средства планируются  в объеме по 102,3 млн рублей ежегодно, в 2019-м – 165,7 млн рублей.

По-прежнему лидером по расходам является общее образование. На следующий год на него отпускается около 1,8 млрд рублей. В 2018 году расходы по этой статье предлагается сохранить в тех же пределах, а в 2019-м — увеличить до 2,1 млрд рублей.

Такой же подход продемонстрирован и по отношению к расходам на здравоохранение: в 2017 и 2018 годах примерно по 1,3 млрд рублей, в 2019 году – увеличение объема ассигнований до 1,5 млрд рублей. Вместе с тем следует учесть, что основное финансирование здравоохранения проходит через территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, который имеет отдельный бюджет.

В случае утверждения предложенной структуры расходов в окончательной редакции на организацию деятельности в сфере культуры и искусства в 2017 и 2018 годах уйдет по 85 млн рублей, в 2019-м – 78 миллионов. На спорт в 2017 году предлагается выделить 48,4 млн рублей, в 2018-м – 29,5 миллиона и 45,6 млн рублей – в 2019-м.

На содержание автомобильных дорог расходы, напротив, предлагается год от года увеличивать. Так в графе «2017 год» значится 467,6 млн рублей, на 2018-й запланировано 485 миллионов, на 2019-й – 534,3 млн рублей. На реализацию программы повышения безопасности дорожного движения предлагается ежегодно тратить в пределах 40-43 млн рублей.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры заберет на себя в 2017 году 233,2 млн рублей. В 2018 году эта сумма должна быть увеличена почти на 90 миллионов, а в 2019-м вновь сокращена до суммы 255,3 млн рублей.

На реализацию государственной программы ЕАО «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия» в 2017 и 2018 годах предусмотрено почти по 100 миллионов рублей, в 2019 году – 122,8 млн рублей. Часть этих средств  планируется к поступлению из федерального бюджета.

— Слушания проходили активно как никогда, понадобилось четыре часа, чтобы выслушать все доклады, вопросы участников и ответы выступающих. Впервые в практике проведения слушаний пришлось даже перерыв объявить. Но такая развернутая дискуссия была вполне ожидаема. Ведь, во-первых, мы вернулись к трехлетнему бюджетному планированию, а, во-вторых, и это самое важное, бюджет был сверстан с профицитом, которым, однако, никто не обольщается, так как доходная и расходная части заметно урезаны, — прокомментировала итоги публичного обсуждения главного финансового документа ЕАО председатель областного парламента Любовь Павлова. – Это вынужденная мера, так как область имеет высокую долговую нагрузку и больше не может  пользоваться заемными средствами банков. Необходимо, по возможности, как можно больше коммерческих кредитов заместить кредитами бюджетными. Они даются регионам на определенных условиях по соглашению с Минфином. ЕАО такое соглашение заключила. По нему,  на начало 2018 года необходимо снизить долю коммерческих кредитов до 91 %, а в 2020 году иметь показатель не выше 63%.

На публичных слушаниях неоднократно звучало заявление представителей правительства области о том, что все ранее взятые областью социальные обязательства будут выполнены. Соответственно, не раз задавался вопрос, за счет каких средств это будет сделано. Обобщая все ответы представителей органов исполнительной власти, Любовь Павлова прокомментировала ситуацию следующим образом:

— Впервые в этом году регионы столкнулись с тем, что на момент работы над своими бюджетами, они не получили данные о размере безвозмездных поступлений из федеральной казны. Поэтому при формировании основных параметров были вынуждены исключить из расходной части эти средства, что в нашем случае составляет примерно те самые выпадающие из расходной части 1,9 млрд рублей. Но это не значит, что область этих денег не получит. После принятия федерального бюджета в окончательной редакции данные об объемах межбюджетных трансфертов будут известны, будут вноситься корректировки, в том числе и в областной бюджет, и эти средства придут в автономию. Кроме того, мы прогнозируем, пусть и небольшой, но все же рост собственных доходов, что позволит области выполнить взятые обязательства. Это вполне реальный прогноз: уже в этом году рост собственных доходов ЕАО составил 10%, в то время как в среднем по стране этот показатель держится на уровне 4%.

Более подробно о расходовании средств по госпрограммам области рассказали руководители профильных управлений и комитетов правительства области. С общим заключением по проекту бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов выступил председатель Контрольно-счетной палаты ЕАО Сергей Воропаев.

По итогам публичных слушаний будет составлен перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на согласительной комиссии. Ее решение поступит в правительство для доработки документа. Затем проект бюджета будет рассматриваться в трех чтениях на заседаниях областного парламента.

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации