Как не лишиться мер социальной поддержки, кому государство оказывает помощь в первую очередь, почему не стоит бояться за пенсию, куда можно обратиться в случае трудной жизненной ситуации…На эти и другие простые, но жизненно важные для многих людей вопросы отвечает председатель комитета Законодательного Собрания ЕАО по социальной политике и вопросам здравоохранения Вера Тарасенко 

 

—        Вера Ивановна, Вы уже во второй раз избираетесь в областной парламент и по-прежнему возглавляете комитет, занимающийся вопросами социальной политики. В этом созыве он заметно обновился, поэтому интересно, с каким профессиональным опытом туда пришли люди? Каких политических взглядов придерживаются?

—      Состав самого Законодательного Собрания шестого созыва заметно изменился. С точки зрения профессионального представительства, это педагоги, врач, предприниматели, люди других профессий и занятий. И это, на мой взгляд, очень правильно, ведь в каждой сфере есть свои особенности, и при принятии решений депутаты должны о них знать. Кстати, в комитет входят не только депутаты, но и представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций. Обладая правом совещательного голоса, они выступают в роли экспертов при обсуждении различных вопросов.

—        Скажите, сейчас, когда, по сравнению с несколькими годами ранее, экономическая ситуация в стране ухудшилась, изменились ли подходы при принятии социально значимых законов?

—      Региональное законодательство должно соответствовать федеральному, которое, в свою очередь, идет в ногу с общими принципами государственной политики. Естественно, мы не можем стоять в стороне от этого процесса. Сегодня социальная поддержка оказывается гражданам с соблюдением принципов адресности и нуждаемости, то есть предоставления ее конкретным людям, семьям, которым она объективно необходима. К тому же субъекты Федерации должны теперь не просто помогать гражданам за счёт бюджетных средств, а предлагать такие меры, которые позволят людям выйти из создавшейся трудной ситуации. Тут на ум приходит давнее изречение: «Хочешь накормить человека — дай ему рыбку, а хочешь спасти — дай удочку».

—        Поясните, пожалуйста, как конкретно может действовать механизм вот такой справедливой, адресной социальной помощи?

—      Например, и федеральное, и областное законодательство предусматривает такую форму помощи выхода из трудной жизненной ситуации, как социальный контракт. Это соглашение, которое заключается между гражданином и органом социальной защиты. В соответствии с этим документом соцзащита обязуется предпринять меры, которые позволят человеку выйти из той неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а тот, со своей стороны, должен пройти через индивидуальную программу социальной адаптации. Например, у человека нет документов, и он не может устроиться на работу. Госорганы помогают человеку их восстановить, занимаются его трудоустройством. Понятно, что этот человек как минимум должен иметь желание работать.

Кстати, не всегда требуются большие денежные вложения. Зачастую нужно просто деятельное участие государства в судьбе обратившегося: юридическая консультация, помощь в восстановлении или оформлении документов, трудоустройстве, регистрации по месту пребывания и т.п.

А какие законы, учитывающие принцип адресности и нуждаемости, начали действовать с января 2017 года?

—      В последнее время уже не раз подчеркивалось, что область не может брать дополнительные социальные обязательства, поскольку дефицитный бюджет этого не позволяет. Наша основная задача — сохранить действие тех социальных законов, что были приняты ранее. Сейчас ведется работа по внесению изменений в законы, учитывающие принцип адресности и нуждаемости. Например, уже внесены поправки в закон о компенсации части родительской платы за пребывание детей в организациях дошкольного образования.

До января 2017 года ее получали все родители, дети которых ходили в детский сад. На одного ребёнка компенсация составляет 20 процентов, на двух — 50 процентов, на трёх — 70 процентов. Теперь же компенсацию будут получать только семьи, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в ЕАО (в третьем квартале 2016 года он составил чуть более 12,5 тыс. рублей).

Здесь соблюдение принципов адресности и нуждаемости налицо: человек  с высокими доходами вполне может обойтись без этой финансовой помощи, а с маленькими – остро нуждается в ней и потому будет ее получать. Такой подход позволяет высвобождать бюджетные средства, которые можно использовать по другим направлениям социальной сферы: оказание помощи ветеранам, пенсионерам, многодетным семьям и другим.

—        Как депутат и как лидер фракции «Единой России» Вы регулярно проводите приемы граждан. Скажите, с какими обращениями в основном к Вам приходят жители области? Кто эти люди?

—      Как правило, это матери-одиночки, многодетные семьи и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В этом году посетители пришли ко мне уже девятого января — в первый рабочий день после праздников. Я просто приведу конкретные примеры. Двум семьям было не на что приобрести топливо. Мы решили эту проблему совместно с комитетом соцзащиты. Понятно, что «лишние» деньги нигде не лежат в сейфах, но под гарантии органов власти топливо этим людям было доставлено.

Ещё случай. Тут потребовалась юридическая помощь. Женщина из-за отказа собственника жилья не могла зарегистрировать по месту проживания своего родившегося в сентябре сына. Для нее это проблема, потому что на незарегистрированного ребенка нельзя оформить пособие… Хотя на самом деле проблемы нет. Просто нужно знать, что в силу закона ребёнок регистрируется по месту регистрации матери и согласие собственника квартиры в этом случае не требуется. При помощи миграционной службы ситуация, которая для мамы явно затянулась, быстро и благополучно разрешилась.

Есть случаи, когда в семье по не зависящим от нее причинам складывается тяжелое материальное положение. В этих случаях мы совместно с органами исполнительной власти, другими государственными структурами, органами местного самоуправления помогаем родителям найти работу, устроить детей в детский сад, чтобы у семьи появились средства к существованию. Хотя понятно, что помочь получается не всегда. Особенно в тех случаях, когда речь идет о жилье.

– А часто ли к Вам поступают обращения, которые затрагивают интересы не одного человека или одной семьи, а сразу большой группы людей, объединённых общей проблемой?

—      В этом же месяце обратилась группа пенсионеров с вопросом о доплате к минимальной пенсии: почему пенсию выплатили вовремя, а доплату нет? Дело в том, что величина прожиточного минимума пенсионера в РФ и такая же величина по конкретному региону — разные. В 2017 году «российский минимум» составляет 8 540 рублей, а в ЕАО – 8 906 рублей. Федеральный же закон гласит: если сумма прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ превышает российский уровень, то разница между основной пенсией и доплатой выплачивается за счёт областного бюджета. Значит, мы теперь средства на эту доплату должны изыскать в областном бюджете. Если бы эта сумма была меньше федерального минимума, то и выплачивалась бы она за счет казны РФ и эти деньги приходили бы к пенсионеру вместе с пенсией через Пенсионный фонд. Теперь же наши пенсионеры получают деньги из двух источников, поэтому первая часть (от Пенсионного фонда) приходит в день получения пенсии, а вторая часть (из бюджета ЕАО) будет поступать через какое-то время, но не позднее 30-го числа каждого месяца. Таким образом, пенсия не уменьшилась, просто она выплачивается не в одно время . И все это мы людям разъяснили.

—        Надеюсь, наши пенсионеры перестанут волноваться по этому поводу. Спасибо Вам за беседу.

Биробиджанская звезда № 2 от 17.01.17

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации