Об этом заявила в своём интервью ГТРК «Бира» председатель Законодательного Собрания ЕАО Любовь Павлова

«В чём суть этих изменений? Чем не устраивал стороны предыдущий формат? Эти и другие вопросы журналист задал спикеру областного парламента. Приводим в «Биробиджанской звезде» ответы на них.

— Любовь Алексеевна, что областные законодатели решили изменить в своих отношениях с исполнительной властью?

— Изменения предстоят в части совместной работы над законопроектами. Порядок известен: депутаты принимают законы, а правительство – подзаконные акты. Но нередко правительство запаздывает с принятием подзаконных актов, и какое-то время принятый закон фактически не работает.  Порой, довольно долго.

— Приведите примеры таких случаев.

— Например, мы принимали закон об охране здоровья граждан. К нему полагался порядок предоставления лекарственных препаратов отдельным категориям граждан. Так он четыре года не разрабатывался! И однажды возникла ситуация, когда  житель области, страдающий социально значимым заболеванием и имеющий право на бесплатные лекарства, обратился за ними.  Ему вынуждены были отказать и только потому, что не было порядка реализации его законных прав! Или другой пример. Есть порядок предоставления компенсации одиноко проживающим гражданам за капитальный ремонт многоквартирных домов. Но он был составлен так, что человеку приходилось документы подавать каждые полгода, хотя в его жизни ничего менялось. Зачем?!

— Как будет выглядеть новый формат взаимодействия депутатов с правительством области?

— Теперь те законы, которые требуют принятия подзаконных актов – порядка, правил, положения и т.п., – будут приниматься только в том случае, если к третьему чтению правительство области представит в Законодательное Собрание проект соответствующего документа. Если этого не будет сделано, депутаты оставляют за собой право не принимать законопроект в окончательной редакции. Кстати, некоторые депутаты и ранее говорили о том, чтобы областной закон и соответствующие подзаконные акты исполнительных органов власти принимались одновременно. К тому же  модель взаимодействия Госдумы и правительства РФ сейчас таким же образом выстраивается. И мы решили, что будет правильным, если этот вариант взаимодействия двух ветвей власти перенести на уровень нашего региона.

— Если говорить о выстраивании работы по образцу Госдумы, то там к участию во встречах с министрами депутаты  привлекают представителей контрольно-счётной палаты, чтобы обладать нужными сведениями об эффективности расходования тех средств, которыми располагает министерство. В нашей области такой опыт тоже будет применён?

— Безусловно. Сейчас мы говорим о предоставлении отчётов профильных комитетов и управлений правительства области. В общем-то это и сейчас происходит в рамках правительственного часа. Представители правительства отчитывается, а депутаты принимают информацию к сведению. Но депутатов это не устраивает. Нужно принимать  какие-то решения по этим данным. Поэтому мы также, по аналогии с работой в Госдуме, будем привлекать контрольно-счётную палату, чтобы в рамках подготовки к правительственному часу она провела необходимые проверки расходования средств по тем или иным направлениям. На правительственном часе эта информация вместе с отчетом руководителя управления должна быть доведена до депутатов, а они затем зададут свои вопросы.  Своё мнение выскажут и представители всех фракций. И мы сможем подготовить решение, которое будет носить рекомендательный характер. Сейчас готовятся необходимые изменения в регламент Законодательного Собрания. Конечно, они будут ещё обсуждаться, но их принятие не за горами. Поэтому новый формат совместной работы депутатов и правительства начнет действовать в самое ближайшее время.

— Как отнеслась к этому другая сторона – правительство области, и готовы ли там к подобному взаимодействию?

— Отнеслись с пониманием. Потому что не понимать сегодня этого невозможно. На такую модель взаимоотношений сейчас переходят все субъекты РФ. К тому же это и депутатов настраивает на еще более вдумчивую работу над законопроектами, делает её более прозрачной и понятной людям. Почему ещё, считаю, правительство нас поддерживает в этом? Да потому, что при таком подходе депутатам уже нельзя будет сказать: «Это не мы недоработали – это правительство». Сегодня и мы, и правительство совместно берём на себя ответственность за принятие нормативных  документов.

— В равных ли условиях окажутся отчитывающиеся перед Собранием управления правительства? Ведь у одних отчёт может прийтись на начало года, у других – на его середину…

— Да, управления и комитеты правительства области в этом случае будут поставлены в несколько неравные условия. Кому-то придётся отчитываться за квартал, кому-то – за полугодие, кому-то – за год. Но мы ещё это обсудим, поищем оптимальное решение и сделаем его общей нормой.

— Уже установлено, когда пройдут первые депутатские слушания в том формате, о котором мы говорим? Может быть, уже известна их тема?

— Надеюсь, в новом формате мы заработаем в третьем квартале текущего года. У нас существует программа нормотворческой деятельности, и согласно ей, скорее всего, это будут слушания о проблемах в сфере образования. Но некоторые элементы подобной работы мы уже начинаем реализовывать. Например, на 30 марта намечены депутатские слушания о состоянии и перспективах здравоохранения в области.  На них мы постараемся частично приблизить свою работу к тому формату, который задумали. Сейчас готовим вопросы для правительства и руководителей организаций, которых пригласили на слушания. Прорабатываем их с юридической и  другими службами, чтобы они имели перспективу найти отражение в проекте решения.

Готовясь к предстоящим депутатским слушаниям, мы много ездили по области. Побывали в фельдшерско-акушерских пунктах, амбулаториях, Валдгеймской районной больнице, областной больнице и поликлинике, чтобы иметь собственное представление о ситуации в здравоохранении. Решения по итогам слушаний будут носить рекомендательный характер, но не исключительно для «принятия к сведению». Мы будем отслеживать исполнение рекомендаций.

— Завершается первый квартал 2017 года. Что Вы считаете самым важным в своей работе, в деятельности Заксобрания в этот период? Чего удалось добиться?

— По окончании организационной работы, создания профильных комитетов новый состав Собрания вплотную занялся работой на местах. В соответствии с графиком все депутаты ведут приём граждан, проводят встречи с избирателями, трудовыми коллективами, вникают в их проблемы. Задача не только в том, чтобы собрать список вопросов, претензий и т.п. Надо  увидеть общие проблемы и тенденции, изучить причины их появления. И порой при этой работе видишь… законодательные препятствия для решения отдельных проблем.

Что касается меня лично, то я веду приёмы граждан в день пленарного заседания Законодательного Собрания. Записаться можно в течение месяца через канцелярию Законодательного Собрания. Я могу принять человека и в другой день, без очереди, если вижу, что вопрос, с которым пришел ко мне житель области, очень важен».

«Биробиджанская звезда», № 12, 29.03.2017

 

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации