За первое полугодие 2017 года правовым управлением аппарата Законодательного Собрания области проведена антикоррупционная экспертиза 46 законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание области. При этом в первом полугодии 2017 года Законодательным Собранием области принято 57 законов области.

В 12 законопроектах выявлено 17 коррупциогенных факторов.

В законопроекте «О внесении изменений в закон ЕАО «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в отсутствии (неопределенности) условий или оснований принятия решений. Фактор выражается в наличии в проекте закона формулировки «территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам» при указании на объекты, в границах прилегающих к которым территорий запрещается розничная продажа алкогольной продукции. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы над проектом закона.

В законодательной инициативе представительного органа одного из муниципальных районов области по законопроекту «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области и органами государственной власти Еврейской автономной области» выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в превышении пределов полномочий. Фактор выражается в предложении наделить правительство области полномочием по определению муниципальных образований, в которых будут перераспределены полномочия. Вместе с тем Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что перераспределение полномочий осуществляется непосредственно законами субъекта Российской Федерации. Законодательная инициатива отклонена депутатами Законодательного Собрания области.

В законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы ЕАО», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в отсутствии четкой регламентации прав граждан и оснований принятия решений органами государственной власти. Фактор выражается в неопределенности стоимости путевки в летние лагеря, принимаемой за среднюю, в целях определения размера компенсации ее части родителям. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы.

В законопроекте «О внесении изменения в закон ЕАО «О межбюджетных отношениях в Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в отсутствии условий или оснований принятия решений органами государственной власти. Фактор выражается в неясных условиях предоставления иных межбюджетных трансфертов из местного бюджета бюджету области. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы.

В законопроекте «О старостах населенных пунктов Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в превышении пределов полномочий. Фактор выражается в регламентации законодательством области правоотношений в сфере осуществления гражданами отдельной формы народовластия. В соответствии с федеральным законодательством право принимать участие в непротиворечащих законодательству формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления принадлежит исключительно гражданам. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы.

В законопроекте «О внесении изменения в статью 1-2 закона ЕАО «О некоторых вопросах ведения охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов на территории Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, выявлены 4 коррупциогенных фактора, заключающихся в установлении неясных и трудновыполнимых требований для граждан. Факторы выражаются: в предложении осуществлять распределение разрешений на добычу в пределах установленного количества для определенных категорий граждан (при установлении федеральными Методическими рекомендациями иных принципов распределения разрешений); в наличии не конкретизированной ссылки на федеральный порядок подачи заявлений на получение разрешения (при наличии федеральных Методических рекомендаций по распределению разрешений); во введении сроков распределения разрешений, не согласующихся со сроками охоты, установленными в параметрах осуществления охоты на территории области; в неясности обязательства (или права) по предоставлению гражданами отдельного документа в целях получения разрешения на добычу. Указанные факторы исключены в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

В законопроекте «О внесении изменений в закон ЕАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области отдельными государственными полномочиями по вопросам государственной поддержки сельскохозяйственного производства», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в двояком толковании предложенной нормы. Фактор выражается в установлении порядка определения общего объема субвенций муниципальных образованиям области при содержании в нем расчетов размера субвенций для отдельного муниципального образования. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

В законопроекте «О внесении изменения в статью 12 закона ЕАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в использовании неустоявшегося термина, что допускает неоднозначность его толкования. Фактор выражается в использовании понятия «межмуниципальный (сезонный) маршрут» без приведения определения или ссылки на содержащий его акт. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

В законопроекте «О внесении изменения в статью 1 закона ЕАО «О порядке осуществления регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Еврейской автономной области», внесенном губернатором области, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в установлении неопределенных требований для граждан и организаций. Фактор выражается в отсутствии конкретизации в проекте управления, уполномоченного на осуществление профилактических мероприятий в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Коррупциогенный фактор исключен в ходе дальнейшей работы над законопроектом.

В законопроекте «Об упорядочивании оплаты труда высших должностных лиц Еврейской автономной области», внесенном депутатами Законодательного Собрания области, выявлены 2 коррупциогенных фактора, заключающихся в отсутствии (неопределенности) условий или оснований принятия решений. Факторы выражаются в требованиях по соблюдению верхнего предела заработной платы и по ее индексации, которые в совокупности могут исключать друг друга; в отсутствии порядка признания утратившими силу действующих норм в сфере денежного вознаграждения, что допускает действие различных норм по регулированию одного предмета правоотношений. Законопроект отклонен депутатами Законодательного Собрания области.

В законопроекте «О сохранении памяти и историческом значении Победы народно-революционной армии в боях на станции Волочаевка в 1922 году», внесенном депутатами Законодательного Собрания области, выявлены 2 коррупциогенных фактора, заключающихся в превышении пределов полномочий. Факторы выражаются в предложении установить законом области полномочия органов местного самоуправления, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, что является компетенцией федерального законодателя. Законопроект отклонен депутатами Законодательного Собрания области.

Аналогичный коррупциогенный фактор выявлен в проекте закона области «О точечной (уплотнительной) застройке в городах и населенных пунктах Еврейской автономной области», внесенном депутатами Законодательного Собрания области. Фактор выражается в предложении регулировать законом области правоотношения, регламентация которых осуществляется не субъектами Российской Федерации. Законопроект отклонен депутатами Законодательного Собрания области.

Отсутствие коррупциогенных факторов в ряде других законопроектов, внесенных в Законодательное Собрание Еврейской автономной области в первом полугодии 2017 года, связано с исключением коррупциогенных факторов в процессе разработки проектов законов в результате взаимодействия с разработчиками данных проектов.

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации