Председатель комитета Законодательного Собрания по аграрной политике и вопросам природопользования Андрей Голубь  дал интервью газете «Биробиджанская звезда»

«Первого августа исполнилось 167 лет с тех пор, как Г.И. Невельской основал в устье Амура Николаевский пост, подняв там российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями. Именно с этого момента принято считать приамурские земли в составе Российского государства.

За это время сформировались устойчивые понятия «Российский Дальний Восток» и «дальневосточники». Какие специфические черты менталитета для них наиболее характерны? Чего ожидает дальневосточная молодёжь и на что следует нам ориентироваться в своём развитии?

Этими вопросами задался депутат Законодательного Собрания ЕАО, председатель аграрного комитета регионального парламента Андрей Голубь.

— Андрей Борисович, почему региональный депутат взялся за изучение столь глобальных вопросов?

— По образованию я географ, являюсь доцентом кафедры географии и природопользования ПГУ им. Шолом-Алейхема. И став депутатом Законодательного Собрания ЕАО, не собираюсь оставлять научной деятельности. Мои исследования направлены, прежде всего, на изучение имиджа Дальнего Востока в целом и Еврейской автономии в частности. Считаю, эти знания необходимы любому человеку, тем более что данные вопросы напрямую связаны с видением будущего той территории, где ты живешь.

— Дальний Восток раньше определяли как военный форпост России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сейчас это скорее сырьевой регион и территория транзита экспортно-импортных грузов. Может быть, в таких условиях более выгодно освоение богатств здешних земель вахтовым методом?

— В нашей стране, обладающей огромными азиатскими территориями, дальневосточные земли выделяются особо. Россия является единственной европейской державой, распространившей не только свои границы, но и население, культурные ценности и тип хозяйствования одновременно на две части света. Отказываться от этого уникального фактора – всё равно что отказаться от самой возможности суверенитета Российского государства.

— Тем не менее свою отдалённость от большей части России дальневосточники ощущают буквально во всём – от степени развития экономики и социальной инфраструктуры до возможности посетить столицу собственной страны. Даже высказываются опасения, что молодые дальневосточники поневоле ориентируются на страны Азии.

— Не стоит торопиться с выводами. Не так давно Институт географии РАН (Москва) под руководством доктора географических наук, профессора В.Н. Колосова, в содружестве с Ассоциацией географических факультетов Дальнего Востока, провёл социологический опрос студентов географических факультетов ряда вузов ДФО, посвященный видению перспектив региона. В опросе участвовали студенты Благовещенска, Биробиджана, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска – более 300 человек. Так вот, что касается культурных связей дальневосточников, то, согласно исследованиям, молодёжь отдаёт предпочтение традиционной связи с «Большой Землей». За эту позицию высказалось 52% опрошенных. А такие важные страны АТР, как Китай и Япония, набрали в общей сложности лишь 29%.

В экономическом сотрудничестве наша молодёжь ещё более прагматична. Важнейшими дальневосточники считают связи с европейским центром России (31% опрошенных), затем с Китаем (30%) и Японией (25%). А доля интереса к США ограничивается… пятью процентами, отражая реальные экономические и культурные связи региона с этой страной.

— Т.е. экономические связи с Европейской Россией дальневосточникам представляются практически равнозначными с зарубежной Азией, с Китаем особенно?

— Ситуация не столь однозначна. За тесные экономические связи с КНР высказывается 30% молодежи, а за культурные связи – только 14% опрошенных. Именно поэтому респондентам было предложено высказать и своё отношение к этой стране. Указывая в целом на значимость связей с КНР, российская молодёжь отмечает некоторую негативность в отношении к Китаю. Причём чем ближе к государственной границе находится населенный пункт, где живут респонденты, тем негативней это отношение.

Так, например молодёжь Благовещенска голосует в соотношении 27 против 18 за недружественное отношение. Биробиджан проголосовал 32 против 30, Хабаровск – 47 против 33. А жители Комсомольска-на-Амуре более лояльны к КНР (20 против 39). Абсолютно нейтральное отношение к КНР высказали молодые жители Владивостока (26 против 26).

Учтём, что Комсомольск относительно удалён от государственной границы и долго был закрыт для иностранцев как военно-стратегический объект. В то же время для жителей Владивостока влияние Китая компенсируется тесными связями с Японией, Южной Кореей, США, Индонезией и т.д. Во Владивостоке всегда располагались представительства крупнейших иностранных компаний и посольств. Вот почему молодёжь Владивостока в высокой степени космополитична и открыта миру.

— С имиджем соседей в глазах дальневосточников мы определились. А какими мы видим себя сами, как определяем своё место в России? В том числе мы – жители Еврейской автономии?

— Развитие территории не может происходить без элементарного самоопределения людей, проживающих на этой земле. Еврейская автономная область – составная часть огромного Дальневосточного региона, но, по большому счёту, проблемы этой территории в  XIX-XXI веках остаются неизменными. Это необходимость привлечения и удержания населения, развитие производительных сил, чёткое обозначение идеи для постоянного населения: «Зачем мы здесь?».

В геополитической обстановке 1920-х годов решение советского правительства о возможности создания первой и единственной в мире еврейской автономии очень способствовало организованному переселению и развитию территории, в том числе и с зарубежной помощью. Можно сказать, что Пророк Моисей был первым глобальным имиджмейкером: перед исходом племён Израиля из Египта сформировал имидж Земли Обетованной, прежде всего как «земли хорошей и пространной». Тем самым не только тысячи людей были приведены в движение в известном направлении, но и сформированы новая религия, новая культура и целый народ! Тогда советская власть, в свою очередь эффективно пропагандируя «Биробиджанский проект», практически пошла по тому же пути, активно формируя имидж Земли Обетованной на Дальнем Востоке.

Результатом такого пути национального развития нашей области ряд специалистов склонны считать формирование на ней особого культурологического явления – так называемого биробиджанского менталитета.

— Сейчас, вероятно, стоит задача закрепить этот «биробиджанизм» в современном полиэтническом населении области. Но если малую родину необходимо любить, то, извините, должно быть ясно, за что…

— За что малую родину любить? А за что любят родителей? Наверное, за то, что это родное, близкое, понятное. За ее уникальность и неповторимость. И не в последнюю очередь за то, что мы умеем делать лучше других, за нашу незаменимость для Родины, наконец!

— И какие для этого Вы видите возможности в экономике, которая, как известно, определяет всё?

— Возможности ЕАО – это не только выращивание сои в сельском хозяйстве, не только добыча брусита и железной руды в горной промышленности и не только лесопилки в лесном комплексе. Главная задача сейчас – преодоление депрессивных тенденций и выход на инновационную экономику, высокоэффективную и не требующую больших трудовых ресурсов. Если нет числа, значит, надо брать умением.

Необходимо внедрять новые биотехнологии при выращивании зерновых и технических культур и в животноводстве. Мы традиционно были сельскохозяйственным регионом – из почти сотни населённых пунктов всего два города на Транссибе. Но у нас сегодня, к сожалению, сформировалось монокультурное сельское хозяйство – под экспортную сою заняли 90 процентов посевных площадей! Те, кто ограничивается её выращиванием, чувствуют себя неплохо и обижается, когда им отказывают в дотациях… А самообеспеченность области рядом других – основных и неосновных — продуктов питания сегодня составляет порядка 40-45 процентов! Например, по мясу и молоку. Животноводство, требующее круглогодичного приложения сил, явно место уступило сезонному растениеводству.

Сейчас одна из компаний на ТОР (территории опережающего развития) — “Амуро-Хинганская” — планирует выращивать женьшень. Так давайте сами готовить из него современные лекарственные препараты! Развивать фармацевтику на другом специфическом дальневосточном сырье. Это то, что пользуется спросом в соседнем Китае…

А стиль жизни города Биробиджана должен быть сформулирован так, чтобы он проецировался потом охотно на всю Еврейскую автономную область! Для этого необходимо повышать комфортность городской среды, приглашая к сотрудничеству креативных архитекторов, дизайнеров, урбанистов, реализуя достаточно смелые идеи по обустройству города. Только тогда заработают идеи по развитию внутреннего и въездного туризма. Это ближайшие задачи в самых общих чертах. Но без этого – никак».

«Биробиджанская звезда» от 16.08.2017, № 32

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации