Л. Павлова: Должна быть единая государственная политика трудоустройства молодых специалистов
«В настоящее время вопрос о трудоустройстве выпускников образовательных организаций как высшего, так и профессионального образования продолжает оставаться довольно острым. Его возникновение в Российской Федерации обусловлено отменой централизованного распределения выпускников учебных заведений при отсутствии альтернативной системы, которая столь же эффективно позволяла бы решать вопросы занятости молодых специалистов. Разрешения этой проблемы не найдено до сих пор.
Проблема трудоустройства выпускников в стране носит социальный характер. Многие студенты после окончания образовательной организации в буквальном смысле пребывают в растерянности, получая отказы от потенциальных работодателей. По данным статистики (размещенным в сети Интернет), на сегодняшний день более 75% студентов вузов по окончании обучения испытывают трудности в устройстве на работу. Не лучше складывается ситуация с трудоустройством выпускников профессиональных образовательных организаций.
У заявленной проблемы множество аспектов, так как общественные отношения в сфере занятости возникают не только между выпускником и потенциальным работодателем. Значительная роль в данном вопросе принадлежит государству, а также институтам системы воспитания, от которых зависит формирование у молодых граждан ответственности за собственные поступки и решения, способности адекватного восприятия окружающего мира.
Проблема с трудоустройством выпускников представляет собой совокупность вопросов, решить которые в одностороннем порядке не представляется возможным. Они заключаются:
— в преимуществе опытных специалистов, претендующих на замещение рабочих мест;
— в несоответствии специальностей, направлений подготовки выпускников потребностям современного рынка;
— в расхождении приоритетов молодых специалистов с предложениями работодателей по соответствующим специальностям (в размере заработной платы, условиях труда, объеме социальных гарантий и так далее).
Следствием неразрешенности поставленных вопросов является не только безработица среди выпускников. Сопутствующая проблема – неукомплектованность бюджетных учреждений квалифицированными специалистами.
Такая ситуация складывается, например, в Еврейской автономной области.
В 2017 году федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» выпустило 308 студентов, освоивших образовательные программы высшего образования. Из них по состоянию на конец 2017 года по направлению подготовки трудоустроен 171 человек. Еще 37 трудоустроены не по специальности. Таким образом, процент трудоустроенных выпускников составил 68. При том что отдельную часть направлений подготовки в указанной образовательной организации составляют педагогические специальности, обеспеченность школ учителями – вопрос, который в нашей области нельзя назвать решенным.
Из выпускников среднего профессионального образования Приамурского государственного университета в 2017 году трудоустроены 57% выпускников; по направлению подготовки, специальности – 40%. Информация о трудоустройстве остального числа (43%) выпускников отсутствует.
Аналогичная ситуация складывается и с трудоустройством выпускников областных профессиональных образовательных организаций. К примеру, в 2017 году трудоустроен всего 51% выпускников Биробиджанского колледжа культуры и искусств, по специальности устроен 41%. Информация о трудоустройстве остального числа (49%) выпускников отсутствует.
Не лучшим образом складывается ситуация и по другим образовательным организациям области, одна из которых специализируется на подготовке медицинских кадров. По данным Минтруда России, на осень 2017 года врачи и медсестры стали самыми востребованными специалистами на рынке труда наряду с инженерами, бухгалтерами и квалифицированными рабочими.
В условиях экономического кризиса в стране органы власти области принимают посильные меры по содействию занятости выпускников. Рабочая группа комиссии по выработке антикризисных мер в экономике ЕАО и контролю за их реализацией дала рекомендацию по обязательной организации деятельности служб содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций области. Несмотря на то, что молодых специалистов, трудоустроенных после окончания учебных заведений, с каждым годом в ЕАО становится больше, проблемы трудоустройства по-прежнему актуальны.
Для решения сложившейся ситуации необходимы системный подход и совместные усилия органов власти различных уровней, образовательных организаций и общественных институтов.
Огромную роль в решении проблемы трудоустройства выпускников играет грамотная государственная политика.
В качестве превентивных мер необходимо развивать профориентационную работу среди школьников по специальностям, которые востребованы на рынке труда. Системе образования необходимо адекватно реагировать на потребности рынка труда, трудовые ресурсы должны быть направлены именно в то русло, которое нуждается в квалифицированных кадрах. Данное направление политики обозначил Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года. В системе современной профориентации, по его словам, партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Президентом предложено с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее», который позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны.
К числу административных мер следует отнести развитие института целевого обучения. Действующий механизм целевого приема уже давно подвергается критике. В данном направлении имели место поиски различных путей решения. Среди которых – и увеличение целевого приема на основании договоров о целевом обучении, и стимулирование потенциальных работодателей на заключение договоров о целевом приеме, и введение определённого срока обязательной отработки всеми выпускниками по специальностям, подготавливаемым для государственных предприятий и бюджетных учреждений.
На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся, как минимум, два законопроекта, предполагающих изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и направленных на совершенствование механизмов целевого обучения.
29 марта принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации законопроект, который вводит в закон новую норму об установлении в договоре о целевом обучении срока осуществления трудовой деятельности не менее 3 лет и срока трудоустройства в указанную в договоре организацию. При этом ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина устанавливается в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин. Предполагается, что прием на целевое обучение будет осуществляться по специальностям, направлениям подготовки в пределах квоты, которую установят органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом потребностей экономического развития.
Законопроектом дополнительно предусматривается штраф в размере расходов на обучение гражданина соответствующего бюджета в случае неисполнения обязательств гражданином или заказчиком целевого обучения. Штраф будет направляться на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Такие меры устанавливают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение гражданина.
Отмечу, что данная инициатива в свое время была поддержана депутатами Законодательного Собрания Еврейской автономной области.
Также на рассмотрении Государственной Думы находится инициатива депутата Сергея Вострецова, который предложил обязать гражданина, поступившего на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, после обучения проработать в государственном учреждении установленный срок. Для бакалавров такой срок составит 4 года, для специалистов – 5 лет, для магистров – 6 лет. В противном случае гражданин будет вынужден возместить в полном объеме в федеральный бюджет, расходы связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и затрат на обучение.
Появление указанных инициатив – показатель несовершенства существующей системы целевого обучения, ее неэффективности. Вместе с тем внесение в Федеральный закон предложенных изменений не исключит всех проблем, возникающих в сфере трудоустройства выпускников. Граждане, обучающиеся не за счет бюджетных средств, получив образование, также оказываются на рынке труда, и гарантии их трудоустройства ничем не обеспечиваются.
Кроме того, для применения мер ответственности выпускника, заключившего договор о целевом обучении и не исполнившего обязательства по трудоустройству, необходим контроль, который в настоящее время нельзя назвать строгим. Если его осуществление нуждается в дополнительном правовом регулировании, то необходимо проработать этот вопрос сейчас, когда ведется работа по совершенствованию законодательной базы в данной сфере.
Государственная политика в сфере трудовой занятости должна предполагать и защиту уже трудоустроенного молодого специалиста, гарантировать соблюдение его прав. Пренебрежение интересами работников – проблема, по которой уже трудоустроенные молодые специалисты ищут другие места работы, не в пользу государственных и муниципальных организаций, что создает дефицит специалистов в бюджетной сфере.
Нерешенность проблем занятости имеет следствием серьезные социально-экономические проблемы государственного уровня: бюджетные средства расходуются на помощь безработным гражданам, сфера государственных и муниципальных услуг остается без квалифицированного кадрового обеспечения и так далее. Поэтому выработка единой государственной политики в сфере занятости молодых специалистов – задача, от эффективности решения которой зависит социальная стабильность и экономическое развитие страны».