Председатель Законодательного Собрания ЕАО Любовь Павлова дала интервью ГТРК «Бира», в котором рассказала об актуальных вопросах, обсуждаемых на Совете законодателей России. Публикуем печатную версию этой беседы

— Любовь Алексеевна, недавно Вы приняли участие в очередном заседании Совета законодателей России. Расскажите немного об этом Совете: кто в него входит, какие вопросы рассматриваются, какая повестка была в этот раз?

—    Совет законодателей России создан в мае 2012 года. В него входят руководители двух палат – Совета Федерации и Госдумы РФ. Сегодня это В.И. Матвиенко и В.В. Володин, они сопредседатели Совета. Также в Совет входят заместители и руководители постоянных профильных комитетов двух палат и все председатели законодательных органов власти субъектов РФ.

Совет собирается, как правило, в декабре и всегда 27 апреля – в День российского парламентаризма. Обсуждаются совершенно различные вопросы: реализация государственной политики в сферах образования, культуры, охраны здоровья граждан, АПК, ЖКХ, вопросы муниципального, государственного контроля в этих и других сферах, совершенствование парламентского контроля, т.е. темы могут быть совершенно любыми.

До пленарного заседания работают профильные комиссии Совета. Я являюсь членом комиссии по вопросам социальной политики. В этот раз в ней в качестве одной из тем обсуждалась необходимость освободить людей 80 лет и старше от уплаты взносов на капремонт. Да, они сейчас получают стопроцентную компенсацию, но речь шла именно о замене компенсации на полное освобождение от уплаты. Откровенно говорилось, что бюджеты с этого ничего не получают, но зато мы создаем дополнительные сложности пожилым людям. Они не понимают, почему должны заплатить, а потом собрать какие-то документы, чтобы свои же деньги вернуть…

Также обсуждалась проблема обеспечения лекарствами граждан, болеющих редкими  заболеваниями – прогрессирующими и хроническими. В частности, рассматривалась возможность централизованного (на федеральном уровне) приобретения препаратов для этих людей.

Ну а на пленарное заседание было вынесено два ключевых вопроса: законодательное обеспечение контроля качества оказания медицинской помощи и цифровая экономика: региональный аспект.

— Расскажите, пожалуйста, о последних двух подробнее.

—    Что касается первой темы – наверное, возникает вопрос: «А что, до сих пор законодательного регулирования не было?» Конечно, было и есть. Принято немало федеральных законов, других нормативных актов о государственном, муниципальном, ведомственном, внутреннем контроле, действуют определенные требования к качеству оказания медицинской помощи для всех организаций здравоохранения независимо от формы собственности, существуют единые критерии оценки качества оказания медпомощи. И задача отчасти решается, о чем свидетельствуют определенные результаты. Например, отмечено, что постепенно увеличивается продолжительность жизни людей, уменьшается младенческая смертность.

Но вместе с тем многие люди сегодня выражают недовольство качеством медицинской помощи. Поэтому, как один из вариантов улучшения ситуации, было предложено ввести такую превентивную форму контроля, как «профилактический инспектор». Предполагается, что представитель Росздравнадзора периодически будет посещать медицинскую организацию, но так, чтобы этот визит не повлёк за собой никаких санкций. Просто на основе партнерских отношений будут выявляться недостатки в работе учреждения, даваться рекомендации по их устранению. Соответственно, организация  добровольно будет устранять эти нарушения, тем самым улучшая качество своей работы.

Также законодатели РФ рекомендовали ввести еще одну новую систему контроля – автоматизированную. Кроме того, региональным управлениям здравоохранения и территориальным ФОМСам было предложено разработать  систему оперативного реагирования на обращения граждан по оказанию качественной и доступной медпомощи.

Понятно, что это дело не одного дня, хотя бы потому, что нужны определенные условия. Например, для того же автоматизированного контроля должна быть внедрена система электронных медкарт,  необходимы и другие условия. Но работать в этом направлении необходимо, потому что в итоге поставленная задача должна быть решена.

— Одной из тем, включенных в повестку, стала реализация Послания президента страны Федеральному Собранию. В ходе обсуждения прозвучала идея активно привлекать к этой работе региональные парламенты. На Ваш взгляд, что в этом направлении должно сделать Законодательное Собрание? 

—    Идея, о которой вы говорите, принадлежит нашему президенту В.В. Путину. Он выступил с ней, когда в ходе обсуждения темы было высказано мнение, что сама система   реализации Послания несовершенна. И вот почему. Послание президента обращено к Федеральному Собранию, то есть к законодателям: депутатам ГД, сенаторам, но во многом  касается деятельности исполнительной власти. И получается, что для того чтобы реализовать этот программный документ, Дума ждет предложений в качестве законопроектов от правительства страны. Потом проходит их обсуждение, принятие в Госдуме, рассмотрение, одобрение в Совфеде, затем следует процедура подписания президентом, и только тогда внесенные предложения становятся законами, в развитие которых  региональные парламенты должны принимать свои законодательные акты. Это очень долго. Возникает вопрос: «А когда же реализовывать Послание?».

Поэтому нас, региональных законодателей, призвали к тому, чтобы по возможности и необходимости мы разрабатывали региональные законы сразу после того, как Послание оглашено. У нас небольшая практика в этом уже есть. Например, как только Послание прозвучало (первого марта), мы приняли закон о продлении регионального материнского капитала до 2021 года и о расширении возможностей его использования.

Второе поручение, которое прозвучало, – создать комиссию по законодательному обеспечению реализации Послания президента. В нее войдут не только депутаты Заксобрания, но и депутаты представительных органов местного самоуправления, члены правительства ЕАО, представители делового сообщества, социальной сферы, общественности.

Если говорить о новых формах взаимодействия с исполнительной властью, которые тоже было рекомендовано использовать в нашей деятельности, то, думаю, можно было бы обратиться к заседаниям правительства. Они открытые, на них приглашаются СМИ. Почему бы не только председателю Заксобрания, но и другим депутатам не присутствовать на них, не участвовать в обсуждении актуальных вопросов?

— Президент призвал законодателей взять на себя просветительскую миссию: рассказывать о сильных сторонах и преимуществах Основного Закона страны, ведь в 2018 году исполняется 25 лет современной Конституции России. Как депутаты областного парламента намерены участвовать в этой работе?

— Конечно, этой работой мы будем заниматься. Другое дело, что нужно определить новые формы. Сейчас есть парламентские уроки, которые мы проводим в образовательных учреждениях. Они останутся, потому что доказали свою эффективность.

Но этого недостаточно.  Есть опыт других регионов. Например, Татарстана, который также отмечает 25-летие и своей Конституции. И в целях ее популяризации у них созданы лекторские группы, в которые вошли заинтересованные люди, депутаты в том числе.

— Любовь Алексеевна, на Совете Вы выступили с докладом о проблемах трудоустройства молодых специалистов. Почему именно эта тема?

— Я выступала на комиссии по вопросам социальной политики. Эта проблема не надумана, она актуальна и для страны в целом, и для нашего региона. Сегодня нередко выпускники вузов, колледжей, техникумов, получив дипломы, не могут трудоустроиться. По статистическим данным, трудоустраивается только 67% выпускников, и то часть из них – не по специальности. Это одна сторона проблемы.

Другая сторона – бюджетные учреждения, скажем, те же школы, учреждения здравоохранения при наличии нетрудоустроенных молодых специалистов испытывают кадровый голод. Что делать?

Сегодня в закон «Об образовании в РФ» разрабатываются изменения в части  целевого обучения. В какой-то мере это может снять остроту проблемы: там определяются сроки отработки для тех выпускников, которые были приняты в вузы или в средние специальные учебные заведения по целевому направлению, а также срок  трудоустройства выпускников, возмещение затрат на обучение в случае отказа отработать и т.д.

Но думаю, что только лишь этими поправками задачу не решить. Если уж мы вносим изменения в закон, то должны учесть и интересы другой группы студентов – которые получали образование за свой счет. Они ведь тоже сталкиваются с проблемой трудоустройства, и оставлять их с ней один на один – неправильно. Кроме того, нужно учитывать не только пожелания работодателей, но и самих молодых людей. В первую очередь речь идет о зарплате и жилье.

Но знаете, что меня немного удивило? Некоторые депутаты Госдумы, члены нашей комиссии, задавали вопрос: а почему выпускники считают, что их труд стоит дорого? Ну, не знаю. Думаю, что молодые люди имеют на это право. У любого молодого человека очень много планов, их надо как-то реализовывать. И в первую очередь девушка, юноша, конечно, рассчитывают на свою зарплату.

— Поддержали это выступление коллеги?

— Да, поддержали. Это выразилось в созвучных выступлениях других членов комиссии. Они говорили о своих проблемах, абсолютно схожих с нашими. В итоге принято решение все прозвучавшие предложения направить в Министерство образования, в комитет Госдумы по образованию, Минтруд, чтобы они там обсуждались и в дальнейшем решения принимались бы на законодательном уровне.

Напомним, что 27 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Совета законодателей России. Еврейскую автономию в этом Совете представляет председатель областного парламента Любовь Павлова.

БЗ от 09.05.2018, № 18

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации