В парламенте ЕАО состоялось заседание Консультативного совета по вопросам законодательства. Его участники обсудили вопросы, связанные с участием области и муниципалитетов в проектах государственно-частного партнерства

Депутаты обсудили проблемы государственно-частного партнерства

В заседании, которое состоялось под руководством спикера регионального парламента Любови Павловой, помимо самих членов Совета приняли участие другие депутаты Законодательного Собрания, главы представительных органов МСУ, руководители органов исполнительной власти ЕАО, представители местных администраций, предприниматели.

Открывая заседание, Любовь Павлова призвала всех к конструктивному откровенному разговору, чтобы получить объективную картину того, как в автономии реализуется законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП).

С основным докладом о том, какие территории ЕАО реализуются проекты ГЧП и в рамках каких нормативных актов, выступила начальник управления экономики правительства ЕАО Ольга Дубоделова. Она напомнила, что с 2005 года действует федеральный закон «О концессионных соглашениях», а три года назад был принят другой федеральный закон – о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Таким образом, сейчас сфера ГЧП регулируется федеральным законодательством и некоторыми подзаконными актами, принятыми правительством автономии и представительными органами МСУ.

«Необходимости принимать какие-либо другие законы на данном этапе нет», — резюмировала Ольга Дубоделова и далее рассказала о конкретных проектах, реализуемых в области.

Их в настоящее время пять: заключены четыре концессионных соглашения и один энергосервисный контракт. Соглашения затрагивают сферы дорожного хозяйства (создание условий для безопасного движения) и ЖКХ (эксплуатация систем водо- и теплоснабжения, водоотведения). Основная цель энергосервисного контракта – проведение работ по уличному освещению в Биробиджане.

Все договоры заключены муниципалитетами с частными компаниями на срок от 5 до 13 лет. Их реализация позволяет экономить бюджетные средства за счет того, что ряд затрат берут на себя предприниматели. Соответственно, высвободившиеся средства областной или муниципальной казны направляются для решения других, не менее важных, социально-экономических задач.

В целом объем инвестиций по имеющимся контрактам составляет десятки миллионов рублей. В перспективе на 2018-2019 годы планируется подписание еще двух концессионных соглашений – по одному в Биробиджанском и Облученском районах, также в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.

В завершение своего выступления Ольга Дубоделова сообщила, что уровень развития ГЧП ежегодно оценивается экспертами в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах. Наша область в этом рейтинге включена в группу «Е» – самую низкую.

О том, что уровень развития государственно-частного партнерства в ЕАО оставляет желать лучшего, говорили и другие участники заседания. Хотя бы потому, что пять контрактов – явно недостаточно для успешной реализации системы ГЧП. Также  присутствующие на Совете представители муниципальных образований обратили внимание на то, что, во-первых, все соглашения заключались с муниципалитетами, во-вторых, львиная их доля касается объектов ЖКХ, и, в-третьих, эти соглашения – концессионные, а концессия – всего лишь одна из разновидностей ГЧП, причем внедрять концессионные соглашения в сфере ЖКХ – обязанность органов МСУ.

В то же время было отмечено, что фактически в ЕАО все же существует практика сотрудничества власти и бизнеса, когда речь идет о реализации социально и экономически значимых проектов. Например, создание частных групп по присмотру и уходу за детьми.

«Мы компенсируем родителям часть платы за пребывание детей в этих группах, но в целом муниципалитет существенно экономит, организуя «частный присмотр», и при этом мы решаем одну из важнейших задач – даем возможность мамам выйти на работу раньше, чем их детям исполнится три года», — привел пример первый замглавы мэрии Биробиджана Ян Аблов.

«В чистом виде действительно пример государственно-частного партнерства найти сложно даже в России. Эта форма только начинает внедряться, поэтому не удивительно, что продвигается с трудом, — добавила первый зампредседателя правительства ЕАО Галина Соколова. – Но взять, к примеру, строительство нашего моста через Амур – это тоже своего рода проект ГЧП, а вскоре, когда начнется реализация второго этапа строительства «Дальграфита», и там в полной мере будет применяться ГЧП».

Выступившие на заседании представители депутатского корпуса подчеркнули, что в районах главное богатство – земля.

«Порой там вообще трудно что-либо еще, кроме земли, предложить инвестору, поэтому именно ее необходимо по максимуму использовать для совместных проектов муниципалитетов и бизнеса», — заявил председатель аграрного комитета ЗС Андрей Голубь.

В свою очередь, председатель Собрания депутатов Октябрьского района Андрей Дербенёв предложил внести некоторые изменения в земельное законодательство области, а если понадобится, то и выйти с законодательной инициативой в Госдуму, чтобы дать больший маневр в этой сфере муниципалитетам. Например, размеры арендных ставок ставить в зависимость от того, мелиорирован участок или нет.

Подвела итоги заседания председатель Заксобрания Любовь Павлова:

«Законодательная база в сфере государственно- и муниципально-частного партнерства сформирована. Те предложения, которые касаются внесения изменений в законодательство, мы обязательно изучим. Но несмотря на полноту правого регулирования, в области ГЧП существует ряд серьезных проблем. Сегодня мы их анализировали и, думаю, это поможет всем нам эту работу, какой бы сложной она ни была, продолжить на качественно ином уровне. Не сомневаюсь, что у каждого района, у областного центра есть что предложить инвесторам. В итоге нам всем нужно ориентироваться на конечную цель и государственной политики в целом, и государственно-частного партнерства в частности – повышение качества жизни людей, которая, в данном случае, достигается путем привлечения частных инвестиций и современных технологий в развитие социальной, производственной инфраструктуры».

 

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации