Выступление председателя Законодательного Собрания ЕАО Любови Павловой на общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» по вопросу о материально-техническом обеспечении мировых судей

«Институт мировых судей в современной России достаточно молодой и по историческим меркам. Что такое 20 лет? Пройденный путь очень скромный. Но необходимость, значимость данного института уже никем не оспаривается.

Между тем с самого начала своей деятельности мировые судьи столкнулись с несколькими проблемами. Безусловно, самая первая и важная – это нагрузка, которая оказалась гораздо больше спрогнозированной.

Мы все с вами это наблюдали: и то, как вносились изменения в федеральное законодательство в части изменения категорий рассматриваемых дел, как их передавали от федеральных судов мировым и затем частично происходила обратная передача, а также увеличивалось количество судебных участков. Приведу только одну цифру – с момента начала деятельности мировой юстиции в РФ количество судебных участков увеличилось с 5463 до 7654.

Но в настоящее время всё актуальнее стоит проблема материально-технического оснащения мировых судей.

Все мы получили справку Счетной палаты Российской Федерации по данному вопросу. Из данного документа можно сделать однозначный вывод, что материально-техническое обеспечение мирового судьи всецело зависит от бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а, соответственно, от финансовых возможностей субъекта Российской Федерации зависят возможность и условия реализации гражданином его права на судебную защиту.

В настоящее время в связи с трудностями с формированием и исполнением бюджета в ЕАО, так же, как и во многих других субъектах, имеется много трудностей по части финансового и материально-технического обеспечения мировых судей. Возьмите, к примеру, вопрос размещения судебных участков в отвечающих всем требованиям зданиях. При первичном размещении мировых судей был сделан ремонт в ряде зданий и помещений. Но время идет, все это требует постоянного ремонта и реконструкции, многие здания требуют капитального ремонта. А порой найти в сельских населенных пунктах подходящие для размещения мирового судьи и его аппарата помещения уже проблема. Остро стоит вопрос об оснащении мировых судей оргтехникой, мебелью, канцелярскими товарами, оплатой услуг почты, организаций связи и т.д.

Согласно нормам бюджетного законодательства, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Российская Федерация не вправе принимать законы, влекущие расходы из бюджета субъекта, однако все новые нормы по обеспечению деятельности мировых судей влекут значительные расходы из бюджетов субъектов.

В частности, необходимость размещения всех решений на интернет-портале привело к тому, что необходимо было приобрести всю оргтехнику, используемую в этих целях, и оплатить работу обслуживающих организаций (вопросы организации охраны зданий, в которых размещены мировые суды, формирование аппарата каждому мировому судье, у нас к примеру, был в городском округе и в Биробиджанском районе объединенный аппарат, использование высоких технологий – сегодня это императив! И речь идет не только о том, что на каждом участке у мировых судей должны быть установлены семь сетевых версий справочно-правовой системы КонсультантПлюс» и они должны постоянно обновляться, кроме того, это и создание интернет-сайта с возможностями доступа к опубликованным судебным решениям, определения подсудности судебных дел, дислокации судебных участков, переписка по e-mail, а затем, в будущем, и подача исковых заявлений в электронной форме, поддержка интернет-форума; это также создание автоматизированных справочных киосков с расписанием заседаний, публикацией судебных решений, информацией по мировым судьям и аппарату, установленных непосредственно на судебных участках, а еще обучение персонала аппаратом мировых судей и т.д.).

Конечно, мы стараемся решать вышеназванные и не названные, но существующие вопросы. Накопленный опыт помогает нам решать порождаемые реальной правоприменительной практикой проблемы, чтобы не нарушить право доступа граждан к справедливому правосудию. Мы считаем безусловным, что главная цель института мировой юстиции – максимальное приближение суда к населению, обеспечение доступности правосудия.

При этом, на наш взгляд, главная проблема в том, что возможность создать надлежащие условия для отправления правосудия напрямую зависит от возможности региона, а так быть не должно. Неважно, в каком регионе проживает человек, все граждане Российской Федерации должны иметь равные возможности на осуществление правосудия на уровне мировой юстиции, и при этом им должно быть комфортно и доступно.

Согласно отчету по анализу и оценке расходов на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в 2012-2017 годах, проведенному Счетной палатой Российской Федерации, в 14 субъектах Российской Федерации органы исполнительной власти не выполняли полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, установленные законодательством Российской Федерации. Это говорит о том, что поднимаемые нами вопросы не являются частными вопросами нашего региона.

В ходе экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой Российской Федерации выявлено, что дублирование функций управлений Судебного департамента и соответствующих уполномоченных органов субъекта Российской Федерации обуславливает риски неэффективного использования консолидированного бюджета Российской Федерации. А передача полномочий по организационному обеспечению деятельности мировых судей на федеральный уровень позволит оптимизировать расходы региональных бюджетов на иные цели.

Исходя из изложенного, а также руководствуясь основополагающими принципами судебной системы Российской Федерации, согласно одному из которых единство судебной системы обеспечивается путем финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (статья 3 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»), предлагаем рассмотреть возможность изменения порядка организационного обеспечения мировых судей и передать функции по материально-техническому и организационному обеспечению мировых судей на федеральный уровень».

Южно-Сахалинск, 12 марта 2019 года

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации