Выступление председателя Законодательного Собрания ЕАО Любови Павловой на общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье о пробелах в правовом регулировании вопросов участия граждан в охране государственной границы России

«В современных условиях необходимым условием защиты Отечества является объединение усилий государства, общества и личности и это приобретает особую значимость в первую очередь в целях исключения провоцирования социальных конфликтов и направление граждан против своего же государства. В таких условиях задача государства состоит не просто в использовании институтов гражданского общества в защите государственной границы Российской Федерации, но и в принятии необходимых стимулирующих, ограничительных и защитных мер при регулировании правового статуса соответствующих граждан и их объединений.

В настоящее время основные положения участия граждан в защите государственной границы определены Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», согласно которому граждане участвуют на добровольных началах в защите государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах.

Создание условий для участия граждан в защите государственной границы отнесено федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 339, нет смысла перечислять все возможности населения приграничной территории по охране Государственной границы, в частности это контроль за выполнением правил пограничного режима в пограничной зоне путем проверки документов у лиц, прибывающих в пограничную зону, в составе общественных объединений, ДНД и т.д. (патрулирование определенных направлений, рубежей, подступов к населенным пунктам и другим местам, где могут появиться или укрываться нарушители государственной границы или разыскиваемые лица; проведение предупредительно-профилактической и разъяснительной работы с местным населением по вопросам соблюдения установленных правил режима государственной границы и пограничного режима, а также иные меры, принимаемые пограничными органами по укреплению правопорядка на государственной границе; доклады в ближайшее подразделение пограничных органов о появлении вблизи государственной границы неизвестных и подозрительных лиц; участвуют в охране государственной границы в составе нарядов, высылаемых от ДНД, или совместно с пограничными органами).

Но несмотря на многообразие форм взаимодействия, следует отметить, что в действующем законодательстве Российской Федерации имеются пробелы, не позволяющие, на наш взгляд, сделать такое участие эффективным. В частности, не определен правовой статус граждан как участников правоотношений по защите государственной границы, отсутствуют нормы, предусматривающие применение стимулирующих и защитных мер при привлечении граждан к участию в данной деятельности. К примеру, при неповиновении требованиям народного дружинника, участвующего в охране государственной границы, ответственность не наступает, а, следовательно, значение такого участия снижается.

В связи с высокой социальной значимостью института участия граждан в защите государственной границы и с целью стимулирования местного населения к участию в защите Государственной границы считаем необходимым:

определить Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» конкретные права членов добровольных народных дружин по охране государственной границы, осуществляемые ими самостоятельно и в составе групп с участием сотрудников пограничной службы;

привести Кодекс РФ об административных правонарушениях в соответствие с требованиями статьи 40 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» путем введения в содержание главы 18 статей, предусматривающих административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности граждан и организаций, участвующих в установленном порядке в защите государственной границы Российской Федерации, а также за совершение такими лицами действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций;

привести положения ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствие со статьей 29 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», включив в число полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), создание условий для участия граждан (поддержки граждан и их объединений), участвующих на добровольных началах в защите государственной границы.

Данные вопросы требуют своего решения и вашей, коллеги, поддержки».

 

Южно-Сахалинск, 12 марта 2019 года

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации