Выступление председателя парламента ЕАО Любови Павловой на торжественном собрании, посвященном 25-летию образования Законодательного Собрания Еврейской автономной области

«Уважаемые депутаты, коллеги, гости!

Сегодня мы проводим торжественное заседание, посвященное 25-летию образования высшего законодательного органа Еврейской автономной области. Четверть века – это достаточный период времени, чтобы говорить не только о становлении, но и о развитии парламентаризма в ЕАО на современном этапе.

В декабре прошлого года мы отметили 25-летие Конституции России. Именно благодаря ей регионы получили право принимать собственные законы, формируя практически с нуля нормативно-правовую базу, регулируя отношения во всех сферах жизни, закладывая на много лет вперед основу развития территории. Для депутатов первых созывов эта работа стала настоящим вызовом, архисложной задачей, учитывая, что 25 лет назад перенимать опыт регионального нормотворчества было не у кого. Можно было полагаться исключительно на свои знания и умения.

Первый созыв Законодательного Собрания в составе 15 депутатов был избран 13 марта 1994 года сроком на два года. По сути, это был переходный период, мост между уже ушедшим в историю областным Советом народных депутатов и новым политическим институтом, призванным стать самостоятельным высшим законодательным органом государственной власти в ЕАО. Его ключевой задачей было в предельно сжатые сроки наладить эффективную законотворческую работу, чтобы нормы Конституции, федеральных законов не остались декларативными, получили развитие в региональном законодательстве. Соответственно, не менее важным было заложить основы дальнейшей нормотворческой деятельности областного парламента. Главным итогом этой работы стало принятие Устава Еврейской автономной области.

Многие базовые законы, имевшие высокое значение для развития ЕАО, впервые принимались и депутатами второго созыва, который был избран уже на четыре года. Нашим коллегам пришлось с нуля создавать нормативно-правовую базу для функционирования местного самоуправления, законодательных, исполнительных и судебных органов власти Еврейской автономной области. Также впервые принимались законы, направленные на обеспечение социальной поддержки населения, развития экономики и бюджетной сферы автономии. И с этой точки зрения депутатам второго созыва пришлось не менее трудно, чем их предшественникам.

Этот период – с 1994 по 2001 годы – условно можно назвать временем становления парламентаризма в ЕАО. Тогда были заложены не только правовые основы, но и крепкие традиции всей нормотворческой деятельности. К этому в немалой степени располагала сложившаяся в Заксобрании атмосфера доверия, взаимоуважения и понимания. И, конечно, эффективной работе способствовал богатый жизненный и профессиональный опыт депутатов. В те годы областной парламент возглавлял уже имеющий стаж партийной и советской работы Станислав Вавилов, его заместителями были сначала глава администрации Облученского района Виктор Антонович ЛяткОвский, а затем один из самых грамотных, практикующих юристов Анна Владимировна Гуршпан, которая работала в парламенте ЕАО с первого до третьего созыва включительно. Также в I-II созывах работали такие маститые, известные многим жителям области руководители, как Сергей Васильевич Лаврук, Анатолий Акимович Иконников, Александр Степанович Милютин, Евсей Дмитриевич Килимник, Семен Израйлевич БалАк, Анатолий Петрович Бесхмельницын и другие.

Изначально сложилось, что в Заксобрании значительное представительство имеют депутаты с профессиональным гуманитарным образованием и большим опытом практической работы в здравоохранении, образовании, культуре. Конечно, это тоже способствует эффективному рассмотрению законопроектов в этих сферах, равно как и социально направленных законопроектов.

Естественно, региональные органы власти действуют в тех социально-экономических, культурных условиях, в которых живет вся страна, в соответствии с федеральной политической повесткой. И точно так же, как изменяются эти условия, трансформируется и деятельность государственных органов в субъектах РФ. В этом отношении не стал исключением и областной парламент. Так, начиная с 2001 года, то есть в третьем созыве, принимая соответствующие законы, депутаты стали уделять пристальное внимание целевому программному развитию региона, а также вопросам взаимодействия с представительными органами местного самоуправления. В это же время усилилась социальная направленность нормотворчества. Над всем этим работали уже 16 депутатов, избранные на пять лет.

Примечательно, что областной парламент никогда не обновлялся полностью. Например, в третьем созыве продолжили работу 6 депутатов предыдущего созыва. Тогда же впервые в Собрание были избраны такие известные в области руководители, как Почетный гражданин ЕАО Марк Матвеевич Кауфман и Елена Николаевна Самойленко, которые в дальнейшем тоже работали в областном парламенте два-три созыва. Таким образом в депутатском корпусе сохранялась преемственность, когда опытные депутаты передавали свои знания в сфере законотворчества новым народным избранникам. Кстати, всего за четверть века, с учетом того, что многие депутаты работали по два-три созыва, в областной парламент был избран 71 человек.

Расширение законотворческого поля потребовало новых подходов к подготовке законопроектов. Именно тогда при областном парламенте по инициативе его председателя Анатолия Федоровича Тихомирова стали создаваться консультативные органы. В зависимости от того, какие цели и задачи перед ними ставились, в них в качестве экспертов вошли специалисты по различным профессиональным направлениям, научные работники, главы и депутаты органов местного самоуправления, руководители органов государственной власти, учреждений и предприятий, представители бизнес-сообщества, политических партий, общественных организаций.

Так, для оказания консультативной помощи депутатам, экспертно-аналитического обеспечения нормотворческой деятельности в 2003 году был образован Консультативный совет по вопросам законодательства, а для более активного взаимодействия с представительными органами на местах, вовлечения их в законотворческий процесс – Совет руководителей представительных органов местного самоуправления.

Тогда же областной парламент особое внимание стал уделять молодежной политике. Справедливо полагая, что о молодежных проблемах лучше всех могут знать только сами молодые люди, депутаты предложили создать при Заксобрании Общественную молодежную палату – одну из первых в стране. Время доказало, что это было правильное решение. Палата не раз выступала с социально значимыми предложениями, по которым депутаты принимали законы, а позже, в 2011 году ОМП сама была наделена правом законодательной инициативы и уже самостоятельно вносила законопроекты в областной парламент. Этот ее опыт был отмечен молодежным парламентом страны, Государственной Думой и поставлен в пример другим субъектам РФ. Также следует сказать, что Палата стала настоящей кузницей кадров для органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе представительных органов, а также для ведущих организаций ЕАО. Например, среди тех, кто прошел школу ОМП, – Андрей Яковлевич Бялик, депутат четвертого созыва Заксобрания, председатель Общественной палаты ЕАО предыдущего созыва, ныне директор Валдгеймской средней школы. Также в этом списке депутаты нынешнего созыва Андрей Борисович Голубь и Евгений Анатольевич Башкиров. А один из председателей нашей палаты – Мария Александровна Воропаева – выросла до председателя молодежного парламента страны.

Третий созыв был последним, когда применялась мажоритарная система выборов. Но уже во время его работы стала отчетливо прослеживаться общность депутатов, разделяющих схожие политические взгляды, идеологические программы. Самая многочисленная такая группа придерживалась программных установок политической партии «Единая Россия», и уже в 2004 году в областном парламенте было создано депутатское объединение с таким же названием, в которое вошли 10 человек, то есть две трети народных избранников.

В четвертом созыве группа единороссов уже получила статус фракции. В нее вошли те, кто избрался по партийному списку правящей партии, и несколько одномандатников. Напомню, что региональная избирательная кампания 2006 года положила начало выборам в областной парламент по смешанной системе. Сначала избирались 16 депутатов, поровну по одномандатным округам и по спискам. В V и VI созывах депутатский корпус автономии был увеличен до 19 человек, из которых по одномандатным округам избирались 9 человек. Постепенно увеличивалось и число партийных фракций: если в четвертом созыве действовала только одна фракция – «Единая Россия», то в последующих созывах к ним добавились «КПРФ», «ЛДПР» и «Справедливая Россия». Именно многопартийность стала одной из тех принципиальных особенностей, которая отличает областной парламент периода становления от последующих созывов. Хотя, безусловно, многие принципиально важные вещи всегда были и остаются неизменными.

В первую очередь мы говорим о самих депутатах – областной парламент является ярким примером профессиональной преемственности и преемственности поколений, в него всегда избирались и избираются люди с большим жизненным опытом, пользующиеся уважением и доверием земляков, заслужившие свой авторитет реальными делами на благо области. Имена многих из них уже прозвучали выше. Нельзя не упомянуть некоторые из них еще раз, а также назвать другие.

Прежде всего человека, который дольше всех был депутатом Законодательного Собрания, и непросто депутатом, а председателем – Анатолий Федорович Тихомиров. Он возглавлял областной парламент III, IV и V созывов и сейчас продолжает свою законотворческую деятельность в Государственной Думе, представляя в ней интересы жителей нашей области. За 15 лет работы в Собрании Анатолий Федорович внес в областной парламент сотни законов, став абсолютным рекордсменом в сфере нормотворчества среди депутатов.  Часть этих законов составляет сегодня основу правового регулирования важнейших направлений общественной жизни в области, в первую очередь ее социальной сферы.

Сегодня нельзя не назвать таких профессионалов, как Почетный гражданин области Галина Николаевна Киселева, нынешний Уполномоченный по правам человека в ЕАО Ольга Ивановна Зайцева, Александр Игоревич Попов, которые работали в 4-5 созывах. У нас есть депутаты, которые также пришли в четвертом созыве и продолжают работать до сих пор. Это Владимир Ефимович Фишман и Сергей Иванович Тонких. Значительную лепту в законотворческую деятельность внесли такие депутаты пятого созыва, как Вера Ивановна Тарасенко, Михаил Юрьевич Половинко, Елена Викторовна Стебловская, Леонид Павлович Гуленок, Артур Аланбекович Бугулов. Среди тех, кто достойно представлял интересы жителей области также в пятом созыве и переизбрался в шестой, – Александр Мадатович Рамазанов, Галина Яковлевна Седова, Сергей Алексеевич Синягин, Хикмет Алигейдарович Мамедов, Владимир Николаевич Дудин.

К сожалению, некоторые из тех депутатов, имена которых я уже называла и назову далее, уже ушли из жизни. Но их вклад в формирование и совершенствование нормативной базы области достоин того, чтобы сегодня мы говорили о них с гордостью и благодарностью.  Многие из вас знали этих людей лично: это Дмитрий Юревич Косвинцев, Павел Аронович Винников, Сергей Александрович Лавриков, Семен Израйлевич БалАк и др. Эти люди достойно творили историю высшего законодательного органа ЕАО, и что более всего обидно, оставили нас в расцвете лет, когда могли принести обществу еще много пользы.

Социальная направленность, помощь и поддержка людям, отдельным социальным группам, которые в этом особенно нуждаются, всегда были в числе приоритетов депутатской деятельности. В IV и V созывах эта тенденция только усилилась, когда дополнительно стали приниматься законы, направленные на поддержку отдельных отраслей и ее работников. Ярким примером тому служит закон о привлечении на работу в ЕАО медицинских работников. Сегодня социальная поддержка по-прежнему является важнейшим направлением в работе депутатов, но при принятии соответствующих законов акцент делается на критерии адресности и нуждаемости.

Другим законом – о мерах государственной поддержки в сфере культуры и искусства – депутаты поддержали культуру и культработников ЕАО. Кстати, этот закон был принят до того, как подобные правоотношения были урегулированы федеральным законодательством. Также до того, как соответствующее законодательное регулирование появилось на федеральном уровне, областным парламентом был принят закон о государственно-частном партнерстве, а позже задолго до принятия специального федерального закона в ЕАО появился закон об Уполномоченном по правам ребенка.

Подобные примеры свидетельствуют о том, что в традиции депутатского корпуса ЕАО постоянно держать руку на пульсе общественной жизни, идти в ногу со временем, быть на постоянной связи со своими избирателями. Кстати, именно регулярные встречи с людьми во всех районах области позволяют депутатам знать, чем живет область, с какими проблемами сталкиваются ее жители, и оперативно реагировать на ситуацию, либо принимая законы в рамках своей компетенции, либо выходя с законодательными инициативами в Государственную Думу, обращениями в другие органы государственной власти РФ. И мы искренне благодарны своим избирателям за такой честный открытый диалог.

Чтобы расширить свои возможности по взаимодействию с населением, своевременно и объективно рассказывать людям о том, какие решения и почему принимаются Законодательным Собранием, депутаты пятого созыва создали Совет по связям с политическими партиями, не представленными в областном парламенте, и Совет по связям с общественными организациями с тем, чтобы члены этих советов доносили полученную информацию до своих соратников, членов общественных объединений и других жителей области.

Обращаясь к истории Законодательного Собрания ЕАО, следует вспомнить и о том, что в начале 2000-х годов перед парламентами субъектов РФ была поставлена задача привести региональное законодательство в соответствие с законодательством РФ. Областной парламент уделил этой работе самое пристальное внимание, и в дальнейшем при рассмотрении новых законопроектов они всегда выверяются на соответствие федеральным нормам.

В целом же, когда мы говорим о законотворческой деятельности областного парламента, в первую очередь подразумеваем совместную работу депутатов и экспертов в постоянных профильных комитетах и комиссиях.  В разных созывах их количество и круг рассматриваемых вопросов несколько отличались, но всегда именно комитеты несли основную нагрузку по подготовке законопроектов.  В них каждый документ проходит постатейное обсуждение, здесь изначально высказываются все «за» и «против», выслушиваются мнения всех заинтересованных сторон, просчитываются последствия принимаемых решений.

Нередко дискуссии переходят в крайне эмоциональное обсуждение, становятся жесткими. И это нормально. Ведь изначально законодательный орган мыслился как серьезная дискуссионная площадка. И сейчас, когда партийное представительство в областном парламенте заметно расширилось, мы отчетливо, в том числе уже и на пленарных заседаниях, ощущаем всю остроту этой полемики. Что неудивительно, ведь половина депутатов избиралась от четырех совершенно разных по своей идеологии политических партий. Соответственно, они разделяют и порой крайне противоположные взгляды. И где им их выражать, защищать, как не здесь?!

Но за бурными дискуссиями мы не должны забывать, что в первую очередь каждый из нас представляет интересы своих избирателей, жителей области. И все они, голосуя за нас, рассчитывали на нашу добросовестную работу в их интересах и на благо области. В первую очередь – на повышение социального благополучия, экономическое и культурное развитие региона, на создание условий, способствующих уверенности людей в завтрашнем дне. Хорошо, что мы все это понимаем и, по большей части, стараемся слышать друг друга и в итоге принимать такие законы, которые отвечают ожиданиям земляков. Хотя, конечно, порой приходится принимать и непопулярные решения, но тогда мы обязаны объяснять людям, почему по-другому было нельзя, и нести особую моральную ответственность за такие решения.

Это трудно, но мы сами выбрали этот путь, и у нас есть надежные помощники. Это, безусловно, сотрудники аппарата, на котором лежит вся рутинная организационная, юридическая и иная работа по подготовке законопроектов. Нужно сказать, что за 25 лет аппарат Законодательного Собрания, бессменным руководителем которого является Людмила Александровна Парыгина, зарекомендовал себя как работоспособный, компетентный, оперативный, слаженный в своих действиях орган, на который депутаты всегда могут положиться.

Особая роль в законотворчестве принадлежит губернатору Еврейской автономии, ведь значительную долю законопроектов в областной парламент вносит именно глава региона. На протяжении всего времени у депутатского корпуса складывались крепкие рабочие отношения с губернаторами. Нам удалось избежать присущего некоторым регионам противостояния между исполнительной и законодательной властями, что послужило только во благо делу и людям. И сегодня мы также рассматриваем законопроекты, внесенные нынешним губернатором Александром Борисовичем Левинталем, многие из которых направлены на повышение социального благополучия жителей области и экономическое развитие региона.

В эту работу, безусловно, свою достойную лепту вносят органы исполнительной власти области, с которыми депутаты работают непосредственно при рассмотрении каждого документа. Такое совместное обсуждение способствует повышению качества принимаемых законов. Таким же образом депутаты взаимодействуют и с органами местного самоуправления, особенно когда будущие законы затрагивают интересы муниципалитетов.

Совместно с депутатами в нормотворческой деятельности участвуют и представители прокуратуры, с которой у Заксобрания сложилось конструктивное взаимодействие. И отдельно хочу сказать о поддержке, которую нам оказывает представитель Законодательного Собрания в Совете Федерации Владимир Михайлович Джабаров. Нередко при рассмотрении вопросов, требующих регулирования на федеральном уровне, нам приходится обращаться в органы власти РФ, и здесь содействие нашего сенатора, его помощь, профессиональные консультации трудно переоценить.

Сегодня за эту продуктивную многолетнюю совместную работу я хочу поблагодарить всех наших коллег, принимающих участие в подготовке законов. А их за четверть века было принято немало: почти 3 700, из которых около тысячи – базовых. Этому предшествовала работа в группах, комитетах, на заседаниях. Одних только пленарных заседаний Заксобрания было проведено почти четыреста.

Разумеется, об эффективности работы областного парламента в меньшей степени судят по этим цифрам. Главное – насколько принимаемые законы необходимы людям. Сегодня перед нами стоят новые вызовы и новые задачи. На первый план выходит реализация федеральной повестки, в частности, законодательное сопровождение национальных проектов. Не менее важным является принятие законов, способствующих выполнению разрабатываемой сейчас Национальной программы развития Дальнего Востока. И здесь далеко не последнее место занимает наша деятельность совместно с Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье». Ведь у инициатив, которые идут сразу от нескольких субъектов, всегда больше шансов быть положительно рассмотренными на федеральном уровне.

В числе наших приоритетов – и усиление парламентского контроля, повышение его эффективности. Мы уже ввели в практику заслушивание отчетов руководителей территориальных органов власти, исполнительных органов власти ЕАО, и, думаю, это не последний шаг на пути к совершенствованию парламентского контроля, который в свете реализации уже упомянутых мною национальных проектов, становится особенно актуальным.

В целом же нам по по-прежнему предстоит много работать над совершенствованием нормативно-правовой базы области, чтобы она всегда отвечала требованиям времени, запросам общества и государства. Каждый из вас уже внес свою лепту в эту работу, и я желаю вам новых успехов на этом поприще, свежих идей, содержательных инициатив, плодотворных дискуссий, а также взаимопонимания и взаимоуважения с коллегами и избирателями, достойно нести ответственность за свои решения.

Здоровья вам, коллеги, счастья, терпения, мудрости, благополучия и всего самого доброго!».

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации