Парламент Еврейской автономии завершил весеннюю сессию. О том, какие наиболее значимые законы, решения были приняты в первом полугодии текущего года в интервью телеканалу ГТРК «Бира» рассказала председатель Законодательного Собрания Любовь Павлова. Публикуем печатную версию этой беседы

— Любовь Алексеевна, позади весенняя сессия, и уже можно подводить некоторые итоги. Как в целом вы оцениваете деятельность Собрания за полгода, депутатов, может быть, фракций?

— Если коротко, то я оценила бы работу парламента положительно. Более того, я считаю, что она была стабильной и эффективной. Критериями здесь выступают количество и качество принятых законов. Так, в весеннюю сессию мы приняли 76 законов, из них 11 – базовых, в прошлом году за этот же период родилось 73 закона, то есть количество остается примерно одинаковым. Но не оно является главным.

За 25 лет работы, несколькими созывами депутатского корпуса законодательная база ЕАО уже практически сформирована. Сейчас идет процесс ее дополнения и совершенствования. Поэтому определяющим является качество нормативных актов. Они должны приниматься своевременно, не противоречить иным законам, не допускать коллизий, двойного толкования, то есть быть логичными, понятными и для правоприменителей, и для обычных людей.

Если говорить об активности субъектов законодательной инициативы, то, как и прежде, в этом смысле лидирует губернатор области – он внес более половины всех законопроектов, более 20 процентов принадлежит депутатам, 9 процентов инициировал прокурор, остальные были разработаны другими авторами. Но ни в коем случае мы не устраиваем соревнование – кто больше законопроектов внесет. Наша общая задача – принять такой нормативный акт, чтобы он реально работал и достигал той цели, ради которой принимался. Поэтому независимо от того, кто внес документ, мы обсуждаем его в профильном комитете. К обсуждению привлекаются не только депутаты: в комитет входят и другие люди с правом совещательного голоса. Каждый из них – профессионал в той сфере деятельности, которую призван урегулировать будущий закон, поэтому они заинтересованы в том, чтобы документ вышел качественным, и для нас их мнение важно.

Изучение в комитете – это обязательная процедура, в этом смысле все проходит планово, но вот в ходе самого обсуждения нередко возникают довольно эмоциональные дискуссии. Здесь как раз, что называется, громко заявляют о себе партийные фракции. И это понятно, каждая из них, помимо того, что она работает в интересах своих избирателей, выполняет, в том числе, и свои политические задачи. Бывает, что мнения представителей различных фракций диаметрально расходятся, и тогда возникают бурные дискуссии. Нередко они получают продолжение на пленарных заседаниях. Но именно там принимается окончательное решение.

— То есть в споре рождается истина?

— Совершенно верно. Причем в таком многоаспектном споре.

— Какие наиболее значимые, на ваш взгляд, законы были приняты?

 — В первую очередь я отметила бы законы о поддержке семей с детьми. Например, о единовременной выплате на первого ребенка, региональном материнском капитале на второго ребенка. Причем и в эти, и в принятые ранее подобные законы мы вносили изменения. Одна из поправок призвана усилить контроль за расходованием средств материнского капитала при приобретении или строительстве жилья по ипотеке. Депутаты ограничили перечень финансовых организаций, которые имеют право выдавать займы под сертификат, оставив только те, которые подконтрольны Банку России. До этого семья могла заключить договор с любой организацией, в том числе с одной из микрофинансовых компаний, у которых ставки гораздо выше средних в банковской сфере. И были случаи, когда семья не вытягивала такую «золотую» ипотеку, жилье забиралось за долги, а оно, как правило, является единственным. По сути, люди оставались на улице. Чтобы этого не допустить, и были внесены эти изменения.

У нас появился новый закон о прожиточном минимуме пенсионера. Вообще этот документ принимается ежегодно. Но если раньше учитывались сведения о региональной потребительской корзине и данные органа статистики по ценам на продукты питания в субъекте РФ, то теперь те же сведения о потребительской корзине будут использоваться по правилам, установленным правительством России. То есть эти правила будут общими для всех регионов, а значит, не будет необоснованного занижения прожиточного минимума. Правила еще не утверждены, но в проекте учитываются цены на некоторые промышленные товары и услуги (сейчас только продовольствие), процент инфляции на продукты. Поэтому, возможно, что после утверждения федеральных правил прожиточный минимум даже повысится.

Следует сказать и о существенном изменении в законе о мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения. Теперь на предоставление служебной квартиры или компенсацию в размере 10 тысяч рублей за наем жилья имеют право не только врачи, но и фельдшеры скорой помощи. Думаю, никто не станет спорить с тем, насколько это важно. Кадровая проблема в здравоохранении очень остра, особенно в районах автономии. В то же время есть специалисты, готовые приехать в ЕАО и работать в службе скорой помощи, но при условии, что им будет выделено жилье. Теперь нам есть что им предложить.

Трудно обойти и закон о снижении выкупной цены земельного участка под двухквартирными домами. Речь идет о землях, которые принадлежат области или собственность на которые не разграничена. Владелец половины дома и раньше мог выкупить участок под строением, но за 15 процентов от кадастровой стоимости, в то время как его сосед, живущий в индивидуальном доме, мог сделать то же самое, заплатив всего лишь три процента. Разница в деньгах получалась очень даже солидная. Мы внесли необходимые поправки, снизив выкупную цену участка для владельцев жилья в двухквартирных домах в пять раз. Этот закон разрабатывался по обращениям самих жителей области. Думаю, мы восстановили справедливость.

На последнем в эту сессию заседании мы приняли закон о детях войны. Такой официальный статус получили жители области, которым на 2 сентября 1945 года, то есть на день окончания Второй мировой войны не исполнилось 18 лет. Пока меры социальной поддержки для них небольшие: ежегодная выплата ко Дню Победы и право на внеочередное обслуживание в государственных учреждениях здравоохранения. Но это первый шаг, с учетом возможностей областного бюджета в закон могут быт внесены дополнения.

Законов можно еще много называть, но мы ведь не только нормотворческой деятельностью занимаемся…

— Как раз об этом. Депутаты рассматривают много вопросов, не требующих принятия законов. Какие актуальные темы обсуждались в областном парламенте в весеннюю сессию, какие важные решения были приняты?

 — Если тема вынесена на обсуждение депутатов, значит она важна для значительного числа людей, имеет общественный резонанс. И не играет роли, в каком формате проводится ее широкое обсуждение – на рабочей группе, рабочем совещании, депутатских слушаниях, публичных слушаниях, заседаниях советов при областном парламенте.

К одному из таких архиважных вопросов, которые мы рассматривали в последнее время, я отнесла бы «аптечную» тему. В Облученском районе возникла тревожная ситуация, когда руководство этого муниципального образования заявило о намерении ликвидировать муниципальную аптечную сеть.

Доводы вроде бы справедливые: сегодня согласно федеральному законодательству организация аптечной деятельности на территории района не является полномочием органов местного самоуправления. Но, по сути, это не относится и к областным полномочиям в полном объеме. Регион занимается только обеспечением лекарствами льготных категорий граждан. От этого область ни в коем случае не отказывается, понимая всю социальную значимость и осознавая свою ответственность. Но полностью передать муниципальные аптеки на государственный уровень – пока к такому решению управление здравоохранения не пришло. На это тоже есть свои причины.

Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Проблема затрагивает сотни граждан, касается самого главного для людей – здоровья. И им абсолютно все равно, в чьих полномочиях организация аптечной деятельности, есть у муниципалитета (области) на это деньги или нет.

Люди вообще не обязаны вникать в юридические тонкости о полномочиях, они просто должны чувствовать, что о них заботятся, они должны быть уверены, что получат то, на что имеют право, и при этом не будут испытывать никаких неудобств. То есть в конкретном случае они должны знать, что придут в свою сельскую (поселковую) аптеку и купят или получат бесплатно то, что им нужно, а не будут ломать голову, куда и когда им поехать да еще где взять деньги на эти поездки.

Поэтому мы обсудили ситуацию в рабочей группе, созданной при областном парламенте, наметили пути, чтобы не допустить неблагоприятного развития событий, в целом держим ситуацию на контроле. Но дополнительно депутаты договорились обратиться к губернатору с просьбой о создании рабочей группы с участием профессионалов в этой сфере, которые смогли бы просчитать все риски. Надеемся, что вместе мы сможем предложить оптимальное решение.

 — В ЕАО реализуются важнейшие национальные проекты. С самого начала было сказано, что законодатели должны обеспечить контроль их исполнения.  Как депутаты выполняют эту задачу?

 — Да, все знают, что сегодня в России реализуются 12 национальных проектов. Наша область участвует в десяти из них. Это связано с возможностями нашего бюджета, так как небходимо софинансирование. Депутатам поручено контролировать ход исполнения национальных проектов, чем мы, собственно, и занимаемся с самого их старта. Для начала мы обсудили, как будет исполняться тот или иной проект.

Но для нас было бы недостаточным, если бы мы довольствовались только той информацией, которую получаем от правительства области. Депутаты посчитали, что они должны участвовать и в тех обсуждениях, при которых вырабатываются будущие решения. Так сказать, видеть ситуацию всесторонне и изнутри. Поэтому депутаты вошли в созданные в правительстве рабочие группы, которые занимаются реализацией национальных проектов. А такие групп много, они образованы в различных профильных правлениях.

Непосредственное участие в работе этих групп, осуществление парламентского контроля позволяют депутатам владеть реальной информацией и доносить ее до людей, что тоже очень важно. Потому что сегодня о нацпроектах говорят много, но, к сожалению, не все жители области получают эту информацию. И такая разъяснительная работа – наша задача.

— Сейчас депутаты уходят на парламентские каникулы, но уже в сентябре снова приступят к работе. Какие вопросы из тех, что будут рассмотрены в ходе осенней сессии, вы считаете наиболее важными?

 — Осенняя сессия – короткая. Главный документ, который в это время рассматривается, это закон о бюджете. Его принятие требует большой подготовительной работы. Это и публичные слушания, и обсуждение в разных комитетах, согласительной комиссии.

Также на этот период запланировано принятие законов о ежегодных прожиточных минимумах пенсионера и для ребенка. Кроме того, находятся в работе законопроекты о социальном питании, о компенсации расходов на топливо отдельным категория гражданам. Это ветераны, педагогические, медицинские, социальные и некоторые другие работники, проживающие в сельской местности. Несомненно, отдельные нормативные акты будут приниматься вне плана, так как время диктует свои правила, к тому же есть еще федеральная повестка, федеральное законодательство. Мы постоянно ведем его мониторинг, и если оно меняется, вносим поправки в свои акты, чтобы они соответствовали общероссийским.

Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации