Парламенты субъектов Российской Федерации появились на политической арене в 1994 году. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 09 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и Конституцией Российской Федерации на заседании малого совета народных депутатов Еврейской автономной области 13 октября 1993 года был поднят вопрос о формировании нового представительного органа государственной власти в Еврейской автономной области. Решением малого совета и администрации области от 28 декабря 1993 года № 170/301 предусматривалось создание Законодательного Собрания Еврейской автономной области из 15 депутатов, избираемых сроком на 2 года. Выборы в него на территории Еврейской автономной области состоялись 13 марта 1994 года.

Новый законодательный орган должен был на практике обеспечивать и развивать положения Конституции, в предельно сжатые сроки наладить эффективную законотворческую деятельность.

Эта дата вошла в летопись современной политической истории Еврейской автономной области как начало деятельности высшего законодательного (представительного) органа области — Законодательного Собрания Еврейской автономной области, ставшего историческим правопреемником областного Совета народных депутатов. Это был важный период становления, а затем развития и активной деятельности нового политического института регионального парламентаризма, ставшего важнейшим фактором устойчивого общественно-политического развития.

Перед парламентариями стояла сложная задача – связать воедино интересы избирателей и направить их на решение проблем области в целом в условиях отсутствия законодательной базы. Поэтому первые месяцы были посвящены систематизации и структурированию всего комплекса проблем, который стоял перед новым законодательным органом.

Депутаты первого созыва Законодательного Собрания Еврейской автономной области начинали свою работу с чистого листа. Главным итогом их деятельности стало принятие основного закона области — Устава Еврейской автономной области.

Работу по формированию нормативной правовой базы области продолжили депутаты второго созыва, избранные 26 октября 1997 года. Среди содержательных итогов их деятельности следует назвать: создание условий для функционирования законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти Еврейской автономной области, развитие местного самоуправления; принятие важных законов в сфере экономики; значительную модернизацию законодательной базы социальной защиты населения; регулирование отношений в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения и др.

Отличительной чертой деятельности депутатов Законодательного Собрания третьего созыва, избранного 28 октября 2001 года, стало пристальное внимание к целевому программному развитию социально-экономической структуры региона, к проблеме взаимоотношений с представительной властью на местах, стремление обеспечить социальную направленность бюджетной политики.

Для более эффективного решения всех этих вопросов при Законодательном Собрании области были созданы новые структуры. Для оказания консультативной помощи депутатам, экспертно-аналитического обеспечения нормотворческой деятельности в 2003 году образован Консультативный совет по вопросам законодательства, в состав которого вошли научные работники, предприниматели, руководители общественных организаций.

Для более активного взаимодействия с представительными органами муниципальных образований области, вовлечения их в законотворческий процесс создан Совет руководителей представительных органов муниципальных образований области, основными задачами которого является обеспечение сбалансированного подхода и учета интересов муниципальных образований при подготовке проектов областных законов, а также изучение и обмен опытом работы представительных органов муниципальных образований. В 2003 году по инициативе депутатов была образована Общественная молодежная палата, которая должна способствовать привлечению молодых людей к законотворческой деятельности, участию их в решении вопросов молодежной политики и управлению делами государства, представлению их интересов в жизни общества. С октября 2004 года в Законодательном Собрании области создана депутатская группа «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в состав которой вошли 10 депутатов.

Основными дискуссионными площадками являются постоянные комитеты Законодательного Собрания Еврейской автономной области. Именно здесь проводится вся основная предварительная и очень кропотливая работа, снимаются основные противоречия, получают возможность высказаться представители общественности.

В октябре 2006 года на территории области прошли выборы депутатов Законодательного Собрания области четвертого созыва. Этот созыв стал первым, когда в законодательную власть пришли не только кандидаты, избранные по одномандатным округам, но и представители политических партий.

В деятельности Законодательного Собрания области четвертого созыва сохранилась социальная ориентированность законотворческой работы. На первом месте по-прежнему стояли задачи реальной заботы о жизни и благосостоянии людей.

Свои коррективы в законотворческую деятельность областных парламентариев четвертого созыва внес мировой финансовый кризис. Главные усилия депутатов совместно с исполнительной властью области были сосредоточены на формировании антикризисной политики, в первую очередь её юридической базы. Интенсивная работа велась во всех отраслях законодательства: государственное строительство и вопросы местного самоуправления, развитие экономики и укрепление финансовой системы. Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Законодательное Собрание области делало все возможное, чтобы в этих условиях не допустить ситуации резкого ухудшения на рынке труда, снижения жизненного уровня и роста безработицы. Особенно тщательно следили депутаты за исполнением областного бюджета, целевым использованием денежных средств.

Также впервые в истории областного парламентаризма на заседании Законодательного Собрания области был заслушан отчёт губернатора области о деятельности правительства области за минувший год. В перечень полномочий законодательного органа включена обязанность по организации и проведению публичных слушаний по проекту бюджета области на очередной финансовый год.

Особое внимание было уделено решению приоритетных задач, которые поставлены высшим руководством страны: проведение эффективной государственной политики в сфере охраны семьи, материнства и детства, законодательное обеспечение стандартов демократии.

В этот период в Законодательном Собрании области стали активно использоваться такие формы работы, как депутатские и публичные слушания, стало актуальным проведение расширенных заседаний комитетов с привлечением широкого круга заинтересованных лиц.

Выборы депутатов Законодательного Собрания области V созыва состоялись 04 декабря 2011 года по смешанной системе, из девятнадцати мест девять были распределены между победителями в одномандатных округах и десять – между кандидатами из региональных партийных списков. Данные выборы отличались от предыдущих усилением конкуренции за места в парламенте, так как раньше по спискам можно было попасть в законодательный орган только в случае если партия получила не менее 7 процентов голосов от числа избирателей, пришедших на выборы. Теперь партия, набравшая более 5 процентов голосов, получила право делегировать в Законодательное Собрание области одного кандидата.

В итоге в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области в Законодательном Собрании области впервые было сформировано более одной фракции:

фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (14 депутатов);

фракция «КПРФ» (2 депутата);

фракция «ЛДПР» (2 депутата);

фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (1 депутат).

В единый день голосования 18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания VI созыва. По оценкам экспертов, в Еврейской автономной области они прошли с наименьшими нарушениями, без каких-либо серьезных конфликтов. По итогам выборов также были сформированы 4 фракции: «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (13 депутатов); «ЛДПР» (3 депутата), «КПРФ» (2 депутата), «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (1 депутат). В своей законотворческой деятельности областной парламент по-прежнему особое внимание уделяет законам социальной направленности. Также много времени депутаты посвящают работе над законами, призванными способствовать развитию малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательности региона, развитию агропромышленного комплекса ЕАО и другими. Кроме того, постоянно ведется работа над приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Одновременно с законотворческой деятельностью осуществляют депутаты и парламентский контроль исполнения ранее принятых законов, держат в поле зрения актуальные социально-экономические проблемы Еврейской автономии. Для шестого созыва приоритетными являются такие направления, как улучшение качества медицинского обслуживания населения, своевременное обеспечение жителей области топливом в зимний период и др.

В целом, рассматривая деятельность парламента Еврейской автономной области, начиная с 1994 года, следует отметить несколько моментов. Прежде всего, за прошедшие годы Законодательное Собрание Еврейской автономной области стало самостоятельным органом власти области. Это выразилось и в порядке его формирования, и в полномочиях. Сложилось понимание сущности и значения законодательной власти, ее места в системе органов государственной власти. Несмотря на новый статус и новые условия жизни, в деятельности Законодательного Собрания области всегда сохранялась преемственность. И в формах работы, и в составе депутатского корпуса, и в организации деятельности. Основными рабочими органами Законодательного Собрания области всегда были комитеты. И, несмотря на то, что их количество менялось, основной костяк всегда оставался неизменным. Продолжала реализовываться представительная функция. Она для большинства депутатов остается наиболее знакомой и привычной формой работы.

Всегда важным направлением деятельности являлось взаимодействие с органами местного самоуправления. В разных формах работали совещательные органы по взаимодействию Законодательного Собрания области с представительными органами местного самоуправления Еврейской автономной области. На протяжении всех последних лет представительный орган искал и осваивал новые формы работы, новые полномочия, новые функции. За период своей работы Законодательное Собрание области приняло около тысячи базовых законов. Со временем совершенствовался процесс подготовки и проработки законопроектов, что повлекло существенное улучшение качества законотворческой работы.

Много было сделано для повышения открытости Законодательного Собрания области. Материалы о законотворческой и иной деятельности депутатов регулярно размещаются в областных и муниципальных средствах массовой информации, на официальном сайте Законодательного Собрания области. На нем же публикуются повестки заседаний комитетов и парламента ЕАО, актуальная информация обо всех мероприятиях, проводимых Законодательном Собрании области, организована работа с обращениями граждан, в том числе в электронной форме.

Сегодня основные направления работы Законодательного Собрания Еврейской автономной области совпадают с направлениями стратегического развития области. Это стимулирование экономического развития области путем привлечения инвестиций, создания рабочих мест, развития новых производств, поддержки сельского хозяйства. Это совершенствование системы социальной поддержки социально незащищенных слоев населения.

Все прошедшие годы работы Законодательного Собрания области показали, что в Еврейской автономной области работает высокопрофессиональный парламент, сумевший создать систему законов, регулирующих самые разные стороны жизни жителей области. Создана серьезная законодательная база, накоплен огромный опыт, однако предстоит сделать еще очень много на благо жителей Еврейской автономной области.

Таким образом, за последние четверть века лет жители Еврейской автономной области шесть раз, используя своё избирательное право, формировали законодательный (представительный) орган государственной власти. Опираясь на выборы, Законодательное Собрание Еврейской автономной области получило не только мандат доверия со стороны населения, но и возможность проводить собственную политику.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о прочном укоренении парламента как института самоорганизации нашего общества. В наши дни институт парламентаризма активно развивается как в Еврейской автономной области, так и в России в целом.

Дальнейшее развитие и совершенствование института парламентаризма обусловлено целями, обозначенными Конституцией Российской Федерации, поэтому оно должно способствовать укреплению демократии, увеличению результативности государственного механизма в обеспечении прав и свобод человека, благосостояния населения как страны в целом, так и отдельно взятого региона.